Направления исследований:
1. Методологические подходы к отбору содержания, структуре образовательного процесса, методам и приемам обучения.
2.Теоретические основы и методология применения педагогических подходов в преподавании предметов и дисциплин.
3. Взаимосвязь теории, методики и практики обучения и воспитания в общем и профессиональном образовании (по областям и уровням образования).
4. Научные основы проектирования методических систем обучения и воспитания по областям и уровням образования.
5. Методические концепции содержания обучения и его проектирования (по областям и уровням образования).
6. Теоретические основы методов и форм обучения (по областям и уровням образования).
7. Теоретические основы создания информационно-образовательной среды.
8. Взаимодействие теории, методики и практики предметного и дисциплинарного образования с отраслями науки, культуры, технологий, производства. Теоретические основы межпредметного и междисциплинарного обучения.
9. Аксиологические основы предметного образования; проблемы формирования традиционных ценностей многонационального социума, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира.
10. Обновление содержания учебных предметов, дисциплин.
11. Формирование мотивации обучающихся средствами учебного предмета (дисциплины, курса, модуля).
12. История становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования.
13. История развития методических систем по предметам и дисциплинам.
14. История становления и развития методов, технологий и организационных форм обучения по предметам и дисциплинам
15. Сравнительные исследования методических систем по предметам и дисциплинам.
16. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования. Научные основы разработки интегрированных учебных дисциплин, в том числе на междисциплинарном уровне.
17. Формирование здорового образа жизни средствами учебных предметов и дисциплин.
16. Теоретические основы создания и использования новых образовательных технологий и методических систем обучения и воспитания.
17. Теория, методика и практика разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
18. Теория, методика и практика разработки и использования в обучении и воспитании электронных образовательных ресурсов (по областям и уровням образования).
19. Теория и практика разработки, педагогико-эргономической оценки и применения в обучении и воспитании современных информационных технологий.
20. Научно-методические основы технологий дистанционного, сетевого и смешанного обучения (по областям и уровням образования)
21. Теоретические основания и практика создания учебников нового поколения, в том числе для организации процесса обучения в информационной образовательной среде.
22. Проектирование и разработка вариативных форм взаимодействия общего (профессионального) образования по предметам (дисциплинам).
23. Проектирование систем оценки образовательных достижений обучающихся по предметам (дисциплинам).
24. Использование информационных систем для мониторинга оценки качества обучения и воспитания (по областям и уровням образования).
25. Сравнительные исследования качества образования по предметным областям и уровням образования
25. Профессиональная ориентация обучающихся средствами учебных предметов (дисциплин).
26. Методическая подготовка педагогов к профессиональной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
Сроки приема документов - с 22 сентября 2025 г. по 12 октября 2025 г.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – безусловный лидер российского высшего образования, старейший университет России, один из крупнейших и ведущих университетов мира, центр российской науки и культуры.
В МГУ им. М.В. Ломоносова реализуются программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по следующим направлениям на указанных факультетах:
01.06.01 «Математика и механика» (механико-математический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики; физический факультет; факультет космических исследований);
03.06.01 «Физика и астрономия» (физический факультет; факультет фундаментальной физико-химической инженерии);
04.06.01 «Химические науки» (химический факультет; факультет наук о материалах; факультет фундаментальной физико-химической инженерии
05.06.01 «Науки о Земле» (геологический факультет; географический факультет; физический факультет);
06.06.01 «Биологические науки» (биологический факультет; факультет почвоведения; факультет биоинженерии и биоинформатики; факультет фундаментальной медицины; физический факультет; химический факультет; факультет наук о материалах);
09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» (механико-математический факультет; физический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики; факультет космических исследований);
10.06.01 «Информационная безопасность» (механико-математический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики);
30.06.01 «Фундаментальная медицина» (факультет фундаментальной медицины);
31.06.01 «Клиническая медицина» (факультет фундаментальной медицины);
33.06.01 «Фармация» (факультет фундаментальной медицины);
35.06.01 «Сельское хозяйство» (факультет почвоведения);
37.06.01 «Психологические науки» (факультет психологии);
38.06.01 «Экономика» (факультет государственного управления; экономический факультет; институт стран Азии и Африки; высшая школа государственного администрирования; московская школа экономики);
39.06.01 «Социологические науки» (факультет государственного управления; социологический факультет; высшая школа современных социальных наук);
40.06.01 «Юриспруденция» (факультет государственного управления; юридический факультет; высшая школа государственного аудита);
41.06.01 «Политические науки и регионоведение» (факультет политологии; факультет мировой политики; факультет глобальных процессов; факультет государственного управления; исторический факультет; философский факультет; институт стран Азии и Африки; высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере);
42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (факультет журналистики);
44.06.01 «Образование и педагогические науки» (филологический факультет; факультет иностранных языков и регионоведения; факультет педагогического образования; факультет психологии);
45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (филологический факультет; факультет иностранных языков и регионоведения; высшая школа перевода; институт стран Азии и Африки);
46.06.01 «Исторические науки и археология» (факультет государственного управления; исторический факультет; факультет мировой политики; институт стран Азии и Африки);
47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (философский факультет);
50.06.01 «Искусствоведение» (исторический факультет; факультет искусств);
51.06.01 «Культурология» (факультет иностранных языков и регионоведения; высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2017 г. № 1792-р обладает правом самостоятельного создания диссертационных советов. При МГУ им. М.В. Ломоносова функционируют 101 диссертационный советов по 18 отраслям науки (физико-математические – 23 совета; технические – 2 совета; биологические – 12 советов; химические – 10 советов; медицинские – 2 совета; геолого-минералогические – 5 советов; географические – 4 совета; искусствоведение – 1 совет; политические – 5 советов; исторические – 5 советов; социологические - 5 советов; философские – 3 совета; педагогические – 2 совета; психологические – 1 совет; филологические – 7 советов; культурологические – 1 совет; экономические – 10 советов; юридические – 4 совета).