Направления исследований:
1. Мировоззренческая и методологическая роль философии в становлении и развитии науки, техники и технологии. 2. Специфика предмета философии науки и техники как специального раздела философии. 3. Взаимоотношения философии, науки, техники и технологии в ходе исторического развития в современных условиях в контексте сциентизма и антисциентизма. 4. Связь философии науки и техники с истории, социологией и психологией науки. 5. Основные концепции современной философии науки и техники. 6. Наука как культурно-исторический феномен. Значение социальных и культурных факторов в развитии науки, техники и технологии. Концепции экстернализма и интернализма. 7. Эпистемологические предпосылки возникновения различных направлений, концепций и парадигм в современной науке, технике и технологии. 8. Дисциплины и междисциплинарное взаимодействие в науке. 9. Философские проблемы организации научного исследования. Междисциплинарные и трансдисциплинарные подходы. Меганаука (MegaScience). 10. Роль и значение современной науки, техники и технологии для развития общества и человеческой личности. 11. Значение достижений отдельных наук, техники и технологий для формирования новых идей и учений в философии. 12. Роль техники, технологии и технического знания в развитии науки. 13. Роль достижений науки в формировании различных типов научных картин мира на разных этапах исторического развития общества. 14. Анализ и прогнозирование основных тенденций развития современной науки и техники. 15. Философия и стиль мышления ученого. 16. Методология научного исследования. Философия эксперимента. 17. Динамика взаимоотношений различных областей науки на разных этапах ее исторического развития и в современных условиях. 18. Проблема лидерства в современной науке. 19. Наука как социальный институт и коммуникативная система. 20. Логика, движущие факторы и модели развития науки. 21. Преемственность и новаторство в развитии науки, техники и технологии. 22. Научные школы и их роль в развитии науки. 23. Сущность и причины научных революций и их роль в развитии науки и техники. Классическая и неклассическая наука. Научная рациональность и особенности ее эволюции. Постнеклассическая рациональность. 24. Роль отдельных философских направлений, школ и философов в развитии научного познания. 25. Значение открытий выдающихся ученых для развития философии. 26. Взаимоотношения социально-гуманитарных, точных, естественных и технических наук в истории общества и в современных условиях. 27. Гуманизация и гуманитаризация современной науки и техники. 28. Тенденции развития современной науки и техники как непосредственной производительной силы общества. 29. Философия техники как философское осмысление инженернотехнического знания. 30. Конвергенция естественнонаучных, научно-технических и социальногуманитарных знаний в аспекте природоподобных (НБИКС-) и экотехнологий. 31. Научная картина мира как ценностно-мировоззренческая форма знаний. 32. Логика научных открытий и их рецепции. 33. Анализ специфики и взаимоотношений научного и вненаучного знания в истории познания и в современных условиях. Особенности критерия научности. 34. Философские аспекты взаимоотношений математики, науки и техники. 35. Философско-методологические и социальные аспекты информатики и информатизации общества. Философские проблемы искусственного интеллекта и робототехники. 36. Философско-методологические, социально-гуманитарные и этические проблемы конкретных наук и инженерной деятельности. 37. Философский анализ современной экологической ситуации. Взаимоотношение социосферы, техносферы и биосферы. 38. Философско-методологические интерпретации вероятностностатистических закономерностей. 39. Системный подход и философия. 40. Философия и современные когнитивные исследования. 41. Философские проблемы синергетики как общенаучной методологии. 42. Философские проблемы концепции глобального эволюционизма. Коэволюционный подход. 43. Ценностные аспекты научного познания. 44. Этика науки и профессиональная этика (биоэтика, нейроэтика, инженерная этика, информационная этика, этика искусственного интеллекта и пр.). Природа и структура научных дискуссий. Этос научной деятельности. 45. Соотношение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Сроки приема документов - с 22 сентября 2025 г. по 12 октября 2025 г.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – безусловный лидер российского высшего образования, старейший университет России, один из крупнейших и ведущих университетов мира, центр российской науки и культуры.
В МГУ им. М.В. Ломоносова реализуются программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по следующим направлениям на указанных факультетах:
01.06.01 «Математика и механика» (механико-математический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики; физический факультет; факультет космических исследований);
03.06.01 «Физика и астрономия» (физический факультет; факультет фундаментальной физико-химической инженерии);
04.06.01 «Химические науки» (химический факультет; факультет наук о материалах; факультет фундаментальной физико-химической инженерии
05.06.01 «Науки о Земле» (геологический факультет; географический факультет; физический факультет);
06.06.01 «Биологические науки» (биологический факультет; факультет почвоведения; факультет биоинженерии и биоинформатики; факультет фундаментальной медицины; физический факультет; химический факультет; факультет наук о материалах);
09.06.01 «Информатика и вычислительная техника» (механико-математический факультет; физический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики; факультет космических исследований);
10.06.01 «Информационная безопасность» (механико-математический факультет; факультет вычислительной математики и кибернетики);
30.06.01 «Фундаментальная медицина» (факультет фундаментальной медицины);
31.06.01 «Клиническая медицина» (факультет фундаментальной медицины);
33.06.01 «Фармация» (факультет фундаментальной медицины);
35.06.01 «Сельское хозяйство» (факультет почвоведения);
37.06.01 «Психологические науки» (факультет психологии);
38.06.01 «Экономика» (факультет государственного управления; экономический факультет; институт стран Азии и Африки; высшая школа государственного администрирования; московская школа экономики);
39.06.01 «Социологические науки» (факультет государственного управления; социологический факультет; высшая школа современных социальных наук);
40.06.01 «Юриспруденция» (факультет государственного управления; юридический факультет; высшая школа государственного аудита);
41.06.01 «Политические науки и регионоведение» (факультет политологии; факультет мировой политики; факультет глобальных процессов; факультет государственного управления; исторический факультет; философский факультет; институт стран Азии и Африки; высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере);
42.06.01 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (факультет журналистики);
44.06.01 «Образование и педагогические науки» (филологический факультет; факультет иностранных языков и регионоведения; факультет педагогического образования; факультет психологии);
45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (филологический факультет; факультет иностранных языков и регионоведения; высшая школа перевода; институт стран Азии и Африки);
46.06.01 «Исторические науки и археология» (факультет государственного управления; исторический факультет; факультет мировой политики; институт стран Азии и Африки);
47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (философский факультет);
50.06.01 «Искусствоведение» (исторический факультет; факультет искусств);
51.06.01 «Культурология» (факультет иностранных языков и регионоведения; высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2017 г. № 1792-р обладает правом самостоятельного создания диссертационных советов. При МГУ им. М.В. Ломоносова функционируют 101 диссертационный советов по 18 отраслям науки (физико-математические – 23 совета; технические – 2 совета; биологические – 12 советов; химические – 10 советов; медицинские – 2 совета; геолого-минералогические – 5 советов; географические – 4 совета; искусствоведение – 1 совет; политические – 5 советов; исторические – 5 советов; социологические - 5 советов; философские – 3 совета; педагогические – 2 совета; психологические – 1 совет; филологические – 7 советов; культурологические – 1 совет; экономические – 10 советов; юридические – 4 совета).