Направления исследований:
1. История когнитивного подхода в философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах. Философские и науковедческие аспекты когнитивных исследований. Концепция конвергенции наук и технологий. Место ментализма и физикализма в современной научной картине мира.
2. Эмпирическое изучение и количественное описание пороговых параметров когнитивных процессов у человека: скорость и точность восприятия, внимание, показатели различных видов памяти, понимания, ситуационного осознания, психометрического интеллекта и рефлексивных умозаключений.
3. Когнитивные взаимодействия. Взаимодействие внутри отдельных сенсорных модальностей и когнитивных процессов в целом. Значение и междисциплинарные исследования таких взаимодействий при изучении сенсорно-перцептивной и когнитивной организации человека.
4. Развитие методологии управления средой протекания когнитивных процессов. Экспериментальные и прикладные исследования когнитивных процессов с использованием виртуальной и вариантов смешанной реальности (дополненной реальности и дополненной виртуальности).
5. Методы изучение поведения и особенностей когнитивных процессов при взаимодействии человека с современной техногенной средой. Когнитивная эргономика и когнитивные технические системы. Инженерия человеческого фактора.
6. Психологические исследования коммуникации: от раннего детства до преклонного возраста, в частности, в условиях использования интернета и современных программных систем. Влияние цифровизации и искусственного интеллекта на когнитивные процессы. Контроль эффектов цифровизации и автоматизации в быту, промышленности и на транспорте.
7. Сквозные когнитивные процессы – память, внимание и сознание. Их имплицитные и эксплицитные компоненты. Когнитивный контроль поведения и познания. Принятие решений и возможности его изменения с помощью эргономического и экологического дизайна среды.
8. Влияние стратегий обучения на организацию знания. Репрезентация понятий и общих семантических категорий: символьный и коннекционистский подходы. Категориальные изменения знаний и метакогнитивных убеждений человека. Феноменология и когнитивные механизмы творчества в науке и технике.
9. Когнитивные процессы при заболеваниях разной этиологии и пограничных состояниях человека, а также при нормальном и патологическом старении. Возможности когнитивной реабилитации и нейрореабилитации.
10. Мотивационно-эмоциональная сфера. Роль мотивов и эмоций в регуляции и дискоординации когнитивных процессов. Когнитивные теории эмоций и специфика аффектов. Когнитивно-аффективная наука. Мотивирующая и демотивирующая роль метапознания.
11. Исследование когнитивных процессов у животных. Формирование и функционирование когнитивных и эмоционально-аффективных процессов у животных в норме и при моделировании заболеваний человека.
12. Эволюция когнитивных процессов в биологических системах. Сетевые, иерархические и гетерархические модели. Связь со структурной и функциональной (в т. ч. эффективной) организацией мозга человека и представлениями об эволюционной стратификации мозговых структур и процессов.
Лицо, желающее прикрепиться для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подает на имя руководителя вуза личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств).
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется два раза в год с 1 ноября и 1 марта текущего года.
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) является базой доклинических исследований и клинической апробации результатов научных исследований, их внедрения в практику здравоохранения. В Университете трудятся 60 действительных членов РАН и 40 членов-корреспондентов РАН; 2 действительных члена и 1 член-корреспондент РАО; более 70 заслуженных деятелей науки РФ; свыше 100 лауреатов Госпремии, премии Президента и Правительства России.
Фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по приоритетным направлениям развития медицины и биологии, ориентированным на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, интеграцию научно-инновационного опыта, образовательной деятельности и лечебного процесса.
Ежегодно в Университете диссертанты защищают около 200 докторских и кандидатских диссертаций. Количество научных публикаций в год достигает четырех тысяч. Ежегодно регистрируется более двух десятков научных изобретений.
В Сеченовском университете:
- осуществляется обучение по программам аспирантуры по 13 группам научных специальностей (математика и механика; физические науки; химические науки; биологические науки; химические технологии, науки о материалах и металлургия; клиническая медицина; профилактическая медицина; медико-биологические науки; фармацевтические науки; психология; исторические науки; педагогика; когнитивные науки);
- функционируют 20 диссертационных советов, в том числе 17 по медицинским наукам (онкология, лучевая терапия; пластическая хирургия; паразитология, история науки и техники; педиатрия, дерматовенерология, гастроэнтерология и диетология; гигиена; эпидемиология; внутренние болезни; фармакология, клиническая фармакология; кардиология; инфекционные болезни; нефрология; лучевая диагностика; фтизиатрия; психиатрия и наркология; неврология; травматология и ортопедия; урология и андрология; акушерство и гинекология; хирургия; рентгенэндоваскулярная хирургия; анестезиология и реаниматология; сердечно-сосудистая хирургия; анатомия и антропология; патологическая анатомия; клеточная биология; судебная медицина; восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия, медико-социальная реабилитация; пульмонология; эндокринология; микробиология; иммунология; патологическая физиология; общественное здоровье, организация и социология здравоохранения, медико-социальная экспертиза; челюстно-лицевая хирургия; оториноларингология; стоматология; биология развития, эмбриология; молекулярная биология), а также 2 по фармацевтическим наукам (фармакология, клиническая фармакология; промышленная фармация и технология получения лекарств; фармацевтическая химия, фармакогнозия; организация фармацевтического дела) и 1 по биологическим наукам (биомеханика и биоинженерия; молекулярная биология).