Направления исследований:
1. Методология педагогических исследований: типы, характер и функции.
2. Междисциплинарные основы педагогических исследований (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов).
3. Научно-педагогические основания трансформаций в образовании в условиях изменяющегося социума. Инновации в образовании.
4. Методология оценки качества образования. Теоретические основы педагогической экспертизы.
5. Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности; система современного педагогического знания. Исследования терминологического аппарата педагогической науки.
6. Качество педагогических исследований.
7. История развития педагогической науки и образования. Историкокомпаративные исследования.
8. Исследования педагогического наследия выдающихся ученых и педагоговпрактиков.
9. Прогностические исследования в педагогической науке.
10. Теории и концепции образования.
11. Динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
12. Педагогические аспекты формирования самосознания, самоопределения и саморазвития человека.
13. Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования.
14. Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде.
15. Профессиональная деятельность педагога: сущность, структура, функции, изменения под влиянием объективных факторов и субъективных причин.
16. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий). Взаимосвязь общей и коррекционной (специальной) педагогики.
17. Инклюзивное образование лиц, для которых ограничен доступ к образованию на основании социально-приписываемых или предполагаемых различий, таких как пол, этническое/социальное происхождение, язык, религия, национальность, экономическое состояние, способности (малые коренные народы, дети рома (цыгане) и др.)., кроме лиц с ОВЗ и инвалидностью.
18. Индивидуализация и дифференциация образования. Гуманизация образования.
19. Теории и концепции обучения. Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
20. Типы и модели обучения, образовательные технологии; концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на разных уровнях образования.
21. Дидактические условия, методы и средства с учетом психологовозрастных особенностей обучающихся.
22. Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности.
23. Теоретико-методологические проблемы проектирования и моделирования содержания образования.
24. Исследования развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
25. Научно-педагогические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях.
26. Теории и концепции развития, воспитания и социализации. Социокультурная и личностная обусловленность воспитания; антропология современного детства. Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
27. Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве, в образовательных организациях различных уровней образования.
28. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных типов, по различным уровням образования.
29. Межкультурное, этнокультурное воспитание в современном мире.
30. Исследования развития и воспитания несовершеннолетних, содержащихся в образовательных организациях различного типа.
31. Кибербезопасность личности как педагогическая проблема.
32. Педагогические исследования воспитательных и социокультурных практик, детских и молодежных общественных движений и объединений.
33. Семейное воспитание и обучение; педагогическая поддержка семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей.
34. Педагогические исследования профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся.
35. Педагогические аспекты организации социально-культурной деятельности обучающихся.
36. Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием.
37. Управление образовательной организацией. Профессиональная компетентность руководителей образовательной организации.
38. Образовательный процесс как целостное педагогическое явление. Структура, компоненты образовательного процесса. Взаимодействие участников образовательных отношений.
39. Педагогическая компаративистика. Международные исследования качества образования. Влияние международных рейтингов и сравнительных исследований на развитие образования.
40. Исследования образовательного пространства (мира, страны, образовательной организации).
41. Образовательная политика. Стандартизация образования. Государственно-общественное управление образованием. Теория и практика лидерства в образовании.
42. Управление развитием образовательных сообществ.
43. Качество образования. Педагогические измерения. Теоретические, методологические основы измерений качества образования. 44. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся.
Лицо, желающее прикрепиться для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, подает на имя руководителя вуза личное заявление о прикреплении для подготовки диссертации. В нем необходимо указать научную специальность, по которой предполагается написание диссертации, контактную информацию, способ уведомления о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении (по почте или в электронной форме). Прилагаются копии паспорта и диплома, а также список опубликованных заявителем (в т. ч. в соавторстве) научных работ и (или) полученных им патентов (свидетельств).
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется два раза в год с 1 ноября и 1 марта текущего года.
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) является базой доклинических исследований и клинической апробации результатов научных исследований, их внедрения в практику здравоохранения. В Университете трудятся 60 действительных членов РАН и 40 членов-корреспондентов РАН; 2 действительных члена и 1 член-корреспондент РАО; более 70 заслуженных деятелей науки РФ; свыше 100 лауреатов Госпремии, премии Президента и Правительства России.
Фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по приоритетным направлениям развития медицины и биологии, ориентированным на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, интеграцию научно-инновационного опыта, образовательной деятельности и лечебного процесса.
Ежегодно в Университете диссертанты защищают около 200 докторских и кандидатских диссертаций. Количество научных публикаций в год достигает четырех тысяч. Ежегодно регистрируется более двух десятков научных изобретений.
В Сеченовском университете:
- осуществляется обучение по программам аспирантуры по 13 группам научных специальностей (математика и механика; физические науки; химические науки; биологические науки; химические технологии, науки о материалах и металлургия; клиническая медицина; профилактическая медицина; медико-биологические науки; фармацевтические науки; психология; исторические науки; педагогика; когнитивные науки);
- функционируют 20 диссертационных советов, в том числе 17 по медицинским наукам (онкология, лучевая терапия; пластическая хирургия; паразитология, история науки и техники; педиатрия, дерматовенерология, гастроэнтерология и диетология; гигиена; эпидемиология; внутренние болезни; фармакология, клиническая фармакология; кардиология; инфекционные болезни; нефрология; лучевая диагностика; фтизиатрия; психиатрия и наркология; неврология; травматология и ортопедия; урология и андрология; акушерство и гинекология; хирургия; рентгенэндоваскулярная хирургия; анестезиология и реаниматология; сердечно-сосудистая хирургия; анатомия и антропология; патологическая анатомия; клеточная биология; судебная медицина; восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия, медико-социальная реабилитация; пульмонология; эндокринология; микробиология; иммунология; патологическая физиология; общественное здоровье, организация и социология здравоохранения, медико-социальная экспертиза; челюстно-лицевая хирургия; оториноларингология; стоматология; биология развития, эмбриология; молекулярная биология), а также 2 по фармацевтическим наукам (фармакология, клиническая фармакология; промышленная фармация и технология получения лекарств; фармацевтическая химия, фармакогнозия; организация фармацевтического дела) и 1 по биологическим наукам (биомеханика и биоинженерия; молекулярная биология).