Направления исследований:
1. Методология исследований проблем профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Методы исследования профессионального образования.
2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
3. Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие.
4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
5. Обновление содержания, методик и технологий профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях. Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование.
6. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
7. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
8. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
9. Гуманизация и персонализация в профессиональном образовании.
10. Проектирование, реализация и экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
10. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
11. Концептуализация и технологизация практик профессионального образования, реализуемого в условиях гибридного образовательного пространства.
12. Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания профессионального образования, взаимосвязь содержания, методов и технологий.
13. Проектирование содержания, методов, дидактических систем и технологий профессионального образования. Системы проектирования и оценивания результатов профессионального образования.
14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы профессионального образования.
15. Личностно-развивающий подход, профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
16. Педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации. Сопровождение профессионального выбора обучающихся. 17. Подготовка кадров в образовательных организациях среднего профессионального образования.
18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.
19. Дополнительное профессиональное образование.
20. Внутрикорпоративная подготовка кадров как форма дополнительного профессионального образования. Наставничество как форма дополнительного образования.
21. Неформальное и информальное образование как способ профессионализации. Профессиональные сообщества.
22. Педагогические подходы к проектированию содержания, методов и технологий для обучения различных групп населения в целях решения специализированных социокультурных и иных социальных проблем.
23. Подготовка кадров для системы профессионального образования, особенности организации непрерывного образования педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования.
24. Педагогическое сопровождение специалистов на этапе трудоустройства, на этапе освоения новой профессиональной деятельности.
25. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональное развитие и саморазвитие личности. Личностное развитие в профессиональном образовании.
26. Взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
27. Управление профессиональным образованием. Методологии, концепции и технологии управления профессиональным образованием.
28. Образовательная политика в сфере профессионального образования.
Государственно-общественное управление профессиональным образованием. 29. Управление качеством профессионального образования. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
30. Научные основы стандартизации профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования. Общественнопрофессиональная аккредитация образовательных программ. Независимая оценка качества образования.
31. Педагогические основы подготовки кадров для системы управления профессиональным образованием, образовательными организациями профессионального образования.
32. Подготовка педагогов к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
33. Непрерывное профессиональное развитие. Дополнительное образование педагогов.
Перечень вступительных испытаний.
Программы вступительных испытаний 2025/2026
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) является базой доклинических исследований и клинической апробации результатов научных исследований, их внедрения в практику здравоохранения. В Университете трудятся 60 действительных членов РАН и 40 членов-корреспондентов РАН; 2 действительных члена и 1 член-корреспондент РАО; более 70 заслуженных деятелей науки РФ; свыше 100 лауреатов Госпремии, премии Президента и Правительства России.
Фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по приоритетным направлениям развития медицины и биологии, ориентированным на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, интеграцию научно-инновационного опыта, образовательной деятельности и лечебного процесса.
Ежегодно в Университете диссертанты защищают около 200 докторских и кандидатских диссертаций. Количество научных публикаций в год достигает четырех тысяч. Ежегодно регистрируется более двух десятков научных изобретений.
В Сеченовском университете:
- осуществляется обучение по программам аспирантуры по 13 группам научных специальностей (математика и механика; физические науки; химические науки; биологические науки; химические технологии, науки о материалах и металлургия; клиническая медицина; профилактическая медицина; медико-биологические науки; фармацевтические науки; психология; исторические науки; педагогика; когнитивные науки);
- функционируют 20 диссертационных советов, в том числе 17 по медицинским наукам (онкология, лучевая терапия; пластическая хирургия; паразитология, история науки и техники; педиатрия, дерматовенерология, гастроэнтерология и диетология; гигиена; эпидемиология; внутренние болезни; фармакология, клиническая фармакология; кардиология; инфекционные болезни; нефрология; лучевая диагностика; фтизиатрия; психиатрия и наркология; неврология; травматология и ортопедия; урология и андрология; акушерство и гинекология; хирургия; рентгенэндоваскулярная хирургия; анестезиология и реаниматология; сердечно-сосудистая хирургия; анатомия и антропология; патологическая анатомия; клеточная биология; судебная медицина; восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия, медико-социальная реабилитация; пульмонология; эндокринология; микробиология; иммунология; патологическая физиология; общественное здоровье, организация и социология здравоохранения, медико-социальная экспертиза; челюстно-лицевая хирургия; оториноларингология; стоматология; биология развития, эмбриология; молекулярная биология), а также 2 по фармацевтическим наукам (фармакология, клиническая фармакология; промышленная фармация и технология получения лекарств; фармацевтическая химия, фармакогнозия; организация фармацевтического дела) и 1 по биологическим наукам (биомеханика и биоинженерия; молекулярная биология).