Направления исследований:
1. История и методология клинической психологии.
Становление клинической психологии как самостоятельной области научного знания и история ее развития в России и за рубежом; методологические аспекты проблемы психической нормы и патологии, развитие моделей нормы и патологии; развитие теорий личности как научной основы клинико-психологической диагностики и психологической помощи; проблемы содержания и реализации психологической помощи; функционал психолога в бригадном сотрудничестве с различными специалистами в области медицины; деонтологические и этические проблемы профессиональной деятельности клинического психолога.
2. Патопсихология.
Проблема соотношения развития и нарушений психики; проблема психической нормы и патологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств; нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; проблемы совершенствования методов патопсихологического исследования с учетом возрастной и нозологической специфики психических расстройств; проблема совершенствования методов дифференциальной психологической диагностики и медико-психологической экспертизы; оценка эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных; психотерапия и другие формы психологической помощи в комплексе лечебных мероприятий при различных психических расстройствах. 3. Нейропсихология.
Теория и методология нейропсихологических исследований; мозговые механизмы психической деятельности; синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локальноорганических поражений мозга; особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и анализ расстройств психических функций при органических поражениях мозга на разных этапах онтогенеза и приразличных нарушениях психического развития; нейропсихологическаядиагностика расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения на разных этапах онтогенеза; нейропсихологические основы оценки эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза; методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития.; нейропсихологические основы оценки эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза; методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития.
Теория и методология нейропсихологии детского возраста; синдромальный анализ отставаний в развитии высших психических функций и их функциональная диагностика; неравномерность развития и варианты индивидуально-типологического развития детей и подростков; варианты трудностей обучения, их нейропсихологическая диагностика и коррекция.
4. Психосоматика и психология телесности.
Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении; влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике; влияние соматической болезни на психическую деятельность человека; внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; здоровье и качество жизни; психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; психотерапия и иные формы психологической помощи; психологические проблемы телесности; естественно-научное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека.
5. Нарушения психического развития и отклоняющегося поведения.
Биологические и средовые факторы риска и причины нарушений психического развития и отклоняющегося поведения; проблемы классификации нарушений психического развития, нормы и патологии психического развития, нарушения развития психических функций, эмоций, личности и поведения при различных типах дизонтогенеза; проблемы профилактики, диагностики, коррекции и прогноза при различных формах отклоняющегося поведения;проблемы клинико-психологической диагностики нарушений психического развития; методы исследования нарушений психического развития в разных возрастах; психологическое сопровождение и социальная адаптация детей и взрослых из групп риска с нарушениями развития и поведения; особенности семей, имеющих детей и взрослых с нарушениями психического развития и отклоняющимся поведением; проблемы ранней междисциплинарной помощи семье; нарушения психических функций, личности и поведения при различных вариантах патологического старения; психологическая диагностика, психотерапия, психологическое консультирование в геронтологии и гериатрии.
6. Психологическая помощь: психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция.
Теоретико-методологические основы и этические основания психологического вмешательства; различные формы и виды психологической помощи; специфика и формы психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных, социальнодемографических, культуральных,возрастных и индивидуальнопсихологических характеристикгенезиса неблагополучия; проектирование профилактически ориентированных форм психологической помощи; психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях; психологическая помощь семье; проблемы исследований психотерапии; границы применимости и факторы эффективности психотерапии и других форм психологической помощи; личность психотерапевта и консультанта.
7. Психологические аспекты лечебного процесса.
Психологические особенности врача и медицинского работника; проблемы профессионального выгорания; психологические аспекты взаимодействия персонала лечебного учреждения; профессиональные и этические аспекты взаимоотношений врача и больного, модели взаимодействия; проблема комплайенса; социально-психологическая среда лечебного учреждения; терапевтическое сообщество, проблемы госпитализма; психологические аспекты фармакотерапии.
8. Психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных.
Факторы здорового образа жизни и отношения к здоровью; психологические аспекты сохранения и укрепления психического и соматического здоровья человека; психологические основы профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения; вторичная и третичная психопрофилактика; направления, принципы и этапы психосоциальной реабилитации больных и инвалидов; качество жизни, связанное со здоровьем.
9. Психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений.
Теоретические представления о психическом здоровье человека в рамках существующих психологических подходов; история развития индивидуальных и социальных представлений о психическом здоровье, внутренняя картина здоровья личности; влияние психологических и соматических факторов на сохранение здоровья личности; психология здорового образа жизни, физической культуры и спорта высших достижений; задачи укрепления и сохранения психического здоровья работников различных профессиональных сфер; поддержание и сохранение здоровья людей, перенесших или испытывающих воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов.
Перечень вступительных испытаний.
Программы вступительных испытаний 2025/2026
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) является базой доклинических исследований и клинической апробации результатов научных исследований, их внедрения в практику здравоохранения. В Университете трудятся 60 действительных членов РАН и 40 членов-корреспондентов РАН; 2 действительных члена и 1 член-корреспондент РАО; более 70 заслуженных деятелей науки РФ; свыше 100 лауреатов Госпремии, премии Президента и Правительства России.
Фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по приоритетным направлениям развития медицины и биологии, ориентированным на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, интеграцию научно-инновационного опыта, образовательной деятельности и лечебного процесса.
Ежегодно в Университете диссертанты защищают около 200 докторских и кандидатских диссертаций. Количество научных публикаций в год достигает четырех тысяч. Ежегодно регистрируется более двух десятков научных изобретений.
В Сеченовском университете:
- осуществляется обучение по программам аспирантуры по 13 группам научных специальностей (математика и механика; физические науки; химические науки; биологические науки; химические технологии, науки о материалах и металлургия; клиническая медицина; профилактическая медицина; медико-биологические науки; фармацевтические науки; психология; исторические науки; педагогика; когнитивные науки);
- функционируют 20 диссертационных советов, в том числе 17 по медицинским наукам (онкология, лучевая терапия; пластическая хирургия; паразитология, история науки и техники; педиатрия, дерматовенерология, гастроэнтерология и диетология; гигиена; эпидемиология; внутренние болезни; фармакология, клиническая фармакология; кардиология; инфекционные болезни; нефрология; лучевая диагностика; фтизиатрия; психиатрия и наркология; неврология; травматология и ортопедия; урология и андрология; акушерство и гинекология; хирургия; рентгенэндоваскулярная хирургия; анестезиология и реаниматология; сердечно-сосудистая хирургия; анатомия и антропология; патологическая анатомия; клеточная биология; судебная медицина; восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия, медико-социальная реабилитация; пульмонология; эндокринология; микробиология; иммунология; патологическая физиология; общественное здоровье, организация и социология здравоохранения, медико-социальная экспертиза; челюстно-лицевая хирургия; оториноларингология; стоматология; биология развития, эмбриология; молекулярная биология), а также 2 по фармацевтическим наукам (фармакология, клиническая фармакология; промышленная фармация и технология получения лекарств; фармацевтическая химия, фармакогнозия; организация фармацевтического дела) и 1 по биологическим наукам (биомеханика и биоинженерия; молекулярная биология).