Направления исследований:
1. Историко-психологический анализ предметной области, теоретикометодологических парадигм, категорий, концепций и понятий социальной, политической и экономической психологии. Принципы системного, историко-эволюционного, синергетического и деятельностного подходов к пониманию развития человека в обществе. 2. Изучение закономерностей общения и деятельности людей, обусловленных социальным, политическим и экономическим контекстами их взаимодействия в реальной и цифровой среде. Психология межкультурных коммуникаций; онлайн-коммуникаций. Психология принятия решений. Психология риска. Совместная деятельность. 3. Изучение психологических характеристик социальных групп, семьи, организаций, поколений, сообществ, движений; социально-психологический анализ жизненных ситуаций. 4. Изучение объективных и субъективных факторов эффективного взаимодействия в различных социальных группах; кооперация и сотрудничество, конкуренция и соперничество. Социальные взаимодействия как фактор и условие становления субъектности в разных видах деятельности и общения. 5. Изучение межличностных отношений: механизмов и феноменов. Доверие как социально-психологический феномен. Конформность, внушаемость, сплоченность. 6. Исследование типов взаимодействия: аффилиации, аттракции, конфликта и видов конфликтов; путей разрешения конфликтов; исследования конфликтов в реальной и виртуальной среде. 7. Исследования ролевых и организационных конфликтов: типологии, причин возникновения, способов и механизмов преодоления. 8. Исследование процессов социального познания; социальной категоризации и самокатегоризации; эмоционального сопровождения, производства и кодирования социальной информации; факторов формирования образа социального мира у различных социальных субъектов. 9. Изучение эпигенетических детерминант социального познания, общения и поведения. 10. Исследование социального интеллекта. Исследования эмоционального интеллекта. 11. Исследование психологических этапов, механизмов, видов (этническая, гендерная и др.) и институтов социализации, формирования социальной идентичности личности. Социальная психология личности. Личность как субъект общения и взаимодействия. Социальные изменения и личность. Цифровая социализация. Структурно-функциональный и динамический подходы в описании личности. 12. Изучение социального влияния. Регуляторы социального поведения: нормы и социальные роли, социальные установки, социальные представления, ценности. Социальное влияние в виртуальной среде и социальных сетях. 13. Изучение социально-психологических механизмов заражения, внушения, убеждения, подражания, зависимости. 14. Социальная психология СМИ и рекламы. 15. Изучение вербальной и невербальной коммуникации; интернеткоммуникации; массовой коммуникации; политической коммуникации; убеждающей коммуникации. 16. Исследования Я-концепции. Персональная и социальная идентичность: структура, функции, динамика. Самодетерминация и самоактуализация личности. Факторы формирования и развития различных видов идентичности. Цифровая идентичность. 17. Изучение личностных и ситуационных, когнитивных и аффективных детерминант социального поведения; социально-психологических особенностей презентации личности в реальной и виртуальной среде. Диспозиционная регуляция поведения. 18. Изучение массового сознания и поведения. Изучение коллективной и культурной памяти. Изучение межэтнических отношений и взаимодействий; этнических символов, стереотипов, предрассудков; этнического самосознания и этнической идентичности, враждебности и этнофобии. 19. Изучение больших социальных групп и социальных страт, активных методов обучения, групповых тренинговых методов. Изучение социальнопсихологических и экономико-психологических характеристик больших социальных групп и социальных страт. Исследования психологических проблем занятости и безработицы. 20. Изучение эффективности методов социально-психологического развития групп и организаций в разных сферах взаимодействия. 21. Изучение малых групп, динамики их развития; командообразования. 22. Изучение организационного поведения, экономического поведения, инноваций; лидерства и руководства: профессионально-управленческой роли; групповых решений, мотивации совместной деятельности. Психология предпринимательской деятельности. Исследования различных видов деловой активности субъектов наемного труда и предпринимательства. 23. Изучение развития организаций: стадий и циклов; организационной культуры; типологии организационных и корпоративных культур: органической, бюрократической, предпринимательской и партиципативной. Исследование организационных изменений. Изучение внедрения и отторжения (сопротивление) инноваций. 24. Изучение удовлетворенности трудом, вовлеченности, приверженности организации, качества деятельности, ролевого и сверхнормативного поведения. 25. Изучение политического поведения; механизмов и факторов включения личности в политику; политическое лидерство и власть. 26. Социальная психология здоровья. Изучение социальнопсихологических факторов и механизмов их влияния на здоровье; социальнопсихологических аспектов разработки и реализации профилактических программ в сфере здоровья, оценка их качества (доказательная профилактика). 27. Исследования психологических ресурсов и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. 28. Изучение аддиктивных видов социального поведения: причин, последствий, способов преодоления. Аддиктивное поведение в цифровой среде. 29. Исследования агрессивного поведения, фрустрации; изучение агрессии в социальных системах и социальных сетях; коллективной агрессии.
30. Изучение особенностей общения и взаимодействия людей в армии, спорте, экономике, политике, в сфере искусства, СМИ, интернет-пространстве, местах заключения, судопроизводстве и иных специальных контекстах. 31. Социально-психологические проблемы военной психологии. 32. Психология ведения переговоров в социальной, политической, экономической сферах. Переговоры в экстремальной ситуации, с малыми группами, толпой. 33. Психология семьи, образовательных, медицинских, политических, воинских, спортивных, творческих и иных специальных коллективов и групп (включая изучение социально-психологических механизмов формирования сект, террористических организаций и иных деструктивных явлений). Социодинамические процессы в семье, организациях, благотворительных, профессиональных, игровых, территориальных, культурных и иных сообществах.
34. Изучение экологического поведения и сознания: факторы, условия, модели.
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.