Направления исследований:
1. Методология исследований проблем профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Методы исследования профессионального образования.
2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
3. Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие.
4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
5. Обновление содержания, методик и технологий профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях. Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование.
6. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
7. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
8. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
9. Гуманизация и персонализация в профессиональном образовании.
10. Проектирование, реализация и экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
10. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
11. Концептуализация и технологизация практик профессионального образования, реализуемого в условиях гибридного образовательного пространства.
12. Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания профессионального образования, взаимосвязь содержания, методов и технологий.
13. Проектирование содержания, методов, дидактических систем и технологий профессионального образования. Системы проектирования и оценивания результатов профессионального образования.
14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы профессионального образования.
15. Личностно-развивающий подход, профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
16. Педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации. Сопровождение профессионального выбора обучающихся. 17. Подготовка кадров в образовательных организациях среднего профессионального образования.
18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.
19. Дополнительное профессиональное образование.
20. Внутрикорпоративная подготовка кадров как форма дополнительного профессионального образования. Наставничество как форма дополнительного образования.
21. Неформальное и информальное образование как способ профессионализации. Профессиональные сообщества.
22. Педагогические подходы к проектированию содержания, методов и технологий для обучения различных групп населения в целях решения специализированных социокультурных и иных социальных проблем.
23. Подготовка кадров для системы профессионального образования, особенности организации непрерывного образования педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования.
24. Педагогическое сопровождение специалистов на этапе трудоустройства, на этапе освоения новой профессиональной деятельности.
25. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональное развитие и саморазвитие личности. Личностное развитие в профессиональном образовании.
26. Взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
27. Управление профессиональным образованием. Методологии, концепции и технологии управления профессиональным образованием.
28. Образовательная политика в сфере профессионального образования.
Государственно-общественное управление профессиональным образованием. 29. Управление качеством профессионального образования. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
30. Научные основы стандартизации профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования. Общественнопрофессиональная аккредитация образовательных программ. Независимая оценка качества образования.
31. Педагогические основы подготовки кадров для системы управления профессиональным образованием, образовательными организациями профессионального образования.
32. Подготовка педагогов к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
33. Непрерывное профессиональное развитие. Дополнительное образование педагогов.
Смежные специальности (в т.ч. в рамках группы научной специальности)*:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.