Направления исследований:
1. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социального расслоения. 2. Методологические подходы к изучению социальной структуры. Одномерность и многомерность стратификации. 3. Факторы изменения социально-стратификационной структуры. Процессы слоеобразования, их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция. 4. Теории и процессы социальной дифференциации/интеграции. Критерии и факторы социальной дифференциации/интеграции. Новые основания сегментации социальной структуры. 5. Социальное неравенство, основные типы, показатели, факторы и тенденции. Новые формы неравенства в современных обществах и подходы к его изучению. 6. Формирование новых социально-групповых общностей, их взаимодействие и иерархии.
7. Динамика и адаптация социальных групп и слоев в трансформирующемся обществе.
8. Социальные отношения, их формирование, динамика, регулирование. Социальные конфликты. 9. Профессиональные, отраслевые, региональные особенности занятости. Социально-профессиональная структура общества, факторы ее формирования и трансформации. 10. Новые формы труда и занятости в современных условиях. Неформальная занятость. Прекаризация труда. 11. Мотивация труда. 12. Положение социальных групп в сфере труда. Проблема маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения в современном обществе. 13. Проблемы безработицы и незанятости. 14. Классовые теории и классы. Средний класс и проблемы его формирования. 15. Богатые и бедные группы населения. 16. Особенности формирования и динамики социально-демографических, социально-этнических, гендерных групп населения и соответствующих неравенств. 17. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. 18. Молодежь как социальная группа. Особенности социального положения, сознания и поведения разных групп молодежи. Проблемы социального развития молодежи. 19. Дети как социальная группа. Социальные проблемы детства. 20. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции. Роль социальных институтов в изменениях социальной структуры. Трансформация социальных институтов. 21. Гражданское общество, его элементы и структура. Государство и гражданское общество. Социальные движения.
22. Социология города и деревни. 23. Здоровье и здоровый образ жизни в изменении социальной структуры. Факторы здоровья и нездоровья разных социальных групп. 24. Социальные процессы в изменяющейся социальной реальности. 25. Социальная мобильность, ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения социальной структуры. 26. Процессы социальной организации и самоорганизации различных групп населения. 27. Процессы цифровизации, виртуализации, сетевизации в современном обществе. 28. Процессы и институты социализации. 29. Социальная идентификация. Типы идентификационного поведения. 30. Основные процедуры и методы исследования социальностратификационной структуры, социальных институтов и процессов.
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.