Направления исследований:
1. Периодизация и хронология Отечественной истории.
2. Предпосылки формирования, основные этапы и особенности развития российской государственности.
3. Социально-экономическая политика Российского государства и ее реализация на различных этапах его развития.
4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов.
5. История международного положения и внешней политики страны на различных этапах ее развития.
6. История повседневной жизни различных слоев населения страны на соответствующем этапе ее развития.
7. История развития различных социальных групп России, их общественнополитической и социально-культурной жизни, а также хозяйственной деятельности.
8. Военная история России, развитие ее вооруженных сил на различных этапах развития.
9. История общественной мысли. Интеллектуальная история. Историческая имагология. История образования и образовательных институтов.
10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений.
11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны.
12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.
13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий. История религий и церкви в России.
14. История политических партий и общественных движений России.
15. Исторический опыт российских реформ.
16. История российских революций.
17. Личность в российской истории, ее персоналии. История российских элит.
18. Исторические изменения ментальностей народов и социальных групп российского общества.
19. История развития российского города и деревни.
20. История семьи.
21. История экономического развития России, ее регионов.
22. История Великой Отечественной войны.
23. Россия в крупнейших международных конфликтах.
24. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения.
25. Новые информационные технологии и математические методы в исследованиях истории России.
26. Геополитические аспекты истории.
27. Историческая география России.
28. Историческая демография России.
29. История российского зарубежья разных периодов: русская культура, наука, общественная мысль за рубежом.
30. Россия в мировой истории.
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.