Направления исследований:
1. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы. 2. История философской антропологии. 3. Истоки и причины возникновения антропологических и антиантропологических тенденций в философии. 4. Человек как особый род сущего. 5. Человек и его сознание. Символические и иные теории сознания. 6. Философские проблемы исследования антропогенеза. 7. Человек как микрокосм и макрокосм. 8. Философские проблемы танатологии. 9. Философия личности и проблема идентичности. 10. Феномены человеческой субъективности. 11. Понятие человека в различных философских системах. 12. Антропологические конфигурации философии в межкультурной перспективе. 13. Философия человека в античности. 14. Философия человека в Средние века. 15. Философия человека в Новое время и в современности. 16. Экзистенциальная антропология. 17. Философские основания сциентистских концепций человека. 18. Человек как предмет философии. 19. Классическая антропология и неклассическая антропология. 20. Философско-биологическая антропология. 21. Культурно-философская антропология.
22. Психоаналитическая антропология. 23. Сингулярная антропология. 24. Структурная антропология. 25. Философско-религиозная антропология. 26. Способы представления человека в философии Китая. 27. Способы представления человека в культуре Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, буддизм, синтоизм). 28. Способы представления человека в культуре Индии (индуизм, буддизм, джайнизм). 29. Способы представления человека в культуре Арабо-мусульманского Востока. 30. Способы представления человека в русской культуре и философии. 31. Человек в концепциях космизма. 32. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека. 33. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека. 34. Состояние и перспективы развития философской антропологии. 35. Философско-антропологические аспекты развития информационного общества. 36. Философско-антропологические аспекты развития искусственного интеллекта и развития киберсистем. 37. Философия культуры в системе знания. Философия культуры и культурология. Методы философии культуры и культурологии. Соотношение и формы взаимодействия философии культуры и культурологии с другими научными дисциплинами. 38. Проблемы культуры в различных философских направлениях. 39. Категориальный аппарат культурологии. 40. История культурологической науки.
41. Школы в исследовании культуры. 42. Культурогенез. 43. Культура и цивилизация. 44. Проблемы типологии культур. 45. Универсум культуры. 46. Тенденции динамики культуры. 47. Проблемы культурантропологии. 48. Общие закономерности культуры. 49. Этапы развития культуры. 50. Философия культуры и история культуры. 51. Культуры древних цивилизаций как прототип дальнейшего культурного строительства. 52. Сходство и различие западных и незападных цивилизационных моделей. Проблемы культурной компаративистики. 53. Античные культуры как базовая модель западной цивилизации. 54. Теоретические модели культуры христианства. Способы представления человека в христианской культуре. 55. Теоретические модели культуры арабо-мусульманского мира. 56. Теоретические модели культуры древней и средневековой Индии. 57. Теоретические модели культуры древней и средневековой Японии. 58. Теоретические модели культуры древнего и средневекового Китая. 59. Теоретическая модель культуры доколумбовой Америки. 60. Региональные нелокальные культуры. Их взаимодействие с мировой культурой. 61. Универсальные и локальные ценности в философии культуры. 62. Традиции и инновации в философии культуры. 63. Культура и культ. 64. Культура и искусство. 65. Культура и наука. 66. Норма и образец в культуре. 67. Культура и индивидуум.
68. Культура и социум. 69. Основные механизмы трансляции культуры. 70. Семиотика культуры. 71. Аксиология культуры. 72. Герменевтические проблемы исследования культуры, герменевтические проблемы исследования инокультурных традиций. 73. Проблемы индивидуальной и социальной инкультурации. 74. Исследование конкретных культурных феноменов в контексте общих закономерностей существования культуры.
75. Культура цифрового общества 76. Game Studies: гуманитарные исследования видеоигр. Видеоигра как синтетический текст культуры и форма интерактивности. 77. Гендерные исследования 78. Технические аспекты культуры. 79. Виртуальное и реальное в культуре. 80. Символическое в культуре. 81. Культурные конфликты и способы их преодоления.
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.