Направления исследований:
1. Основные этапы и направления становления и развития конкретного языка или языковой семьи
2. Особенности исторического развития конкретного языка, его диалектов или языковой семьи
3. Особенности формирования и функционирования конкретного языка или языковой семьи
4. Общие и индивидуальные тенденции развития языка или языковой семьи 5. Фонетический строй языка или языковой семьи (классификация фонем, фонема и звук, фоносемантика и фоностилистика, фонетические категории, фонетическая специфика речи, тон, ударение и интонация).
Экспериментально-фонетические исследования языка или языковой семьи 6. Лексический строй языка или языковой семьи (слово как основная единица языка, лексическая семантика, типы лексических единиц и категорий, структура словарного состава, функционирование лексических единиц, развитие и пополнение словарного состава, лексика и фразеология и их связи с внеязыковой действительностью)
7. Словообразовательная система языка или языковой семьи (классификация словообразовательных единиц и категорий, модели словообразования, словообразовательные ряды)
8. Грамматический строй языка или языковой семьи (морфология, синтаксис, единицы и категории, их классификация, формирование, развитие; семантика и функциональная специфика грамматических единиц и категорий, грамматические модели передачи смысла)
9. Текст, дискурс, дискурсивные практики в языках народов зарубежных стран 10. Методы исследования языковых единиц и категорий: структурные и функциональные исследования конкретного языка или языковой семьи, корпусные исследования языка или языковой семьи, когнитивные, коммуникативно-прагматические и стилистические исследования языка или языковой семьи; вопросы перевода различных единиц лексического, грамматического, стилистического уровней с одного языка на другой
11. Исследование уровневой и культурно- (или национально-) обусловленной специфики в репрезентации знаний, в том числе, в разных языковых сообществах представителей конкретного языка или языковой семьи
12. Филологический анализ памятников и текстов
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.