Направления исследований:
1. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований. Научные основы соотношения общего и художественного мировоззрений. Разработка методов изучения связи между различными видами духовной деятельности – художественной, религиозной, философской.
2. Соотношение теории литературы, поэтики, эстетики, лингвистики. Эстетическая функция литературы.
3. Литературно-художественный стиль как центральная литературоведческая категории, обозначающая соотношение между внешним и внутреннем в творчестве.
4. Научные основы общей, индивидуальной и исторической поэтики, а также лингвопоэтики.
5. Исследование творческого метода, направления, литературного течения, школы, проблемы литературной традиции, изучение проблемы интертекстуальности.
6. Жанрово-родовая природа литературы. Разработка жанровых и стилевых категорий в их соотнесенности и историческом движении.
7. Художественный мир произведения: художественный образ, семантика и структура произведения, мотив, сюжет, категории художественного пространства и времени, персонажа.
8. Состав художественного произведения. Структура и композиция художественного текста. Точка зрения как композиционный прием. Мотив, фабула, сюжет, конфликт, хронотоп. Изучение книги, цикла и сборника как художественных единств. Принципы циклизации.
9. Язык произведения. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы.
10. Проблема авторской субъективности в произведении, формы присутствия автора в художественном тексте. Субъектность. Типология субъектности. Проблема лирического субъекта, формы субъектности в лирике и эпосе, эпический герой и авторская позиция.
11. Функционирование литературы в социальном и культурном контексте, массовая и «высокая» литература. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста. Коммуникативная природа литературы. Проблема литературных репутаций.
12. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований.
13. Изучение стиховой культуры. Стихотворная метрика, строфика и фоника.
14. Обобщение опыта художественно-переводческой деятельности.
15. Теоретические основы текстологии, главные понятия, пути и приемы исследования. Типы изданий литературных и фольклорных текстов.
16. Проблемы атрибуции (установление авторства). Текстология произведений, опубликованных автором. Соотношение источников и выбор основного текста по всем другим источникам, рукописным и печатным. Принципы и методы этой «критики».
17. Теоретические основы текстологии. Текстологические подходы к незавершенным произведениям, не опубликованным самим автором. Знание творческой истории как достоверное свидетельство об авторском замысле, его движении и достигнутом результате, значение этих данных для суждений об эволюции писателя и шире – об историко-литературном процессе.
18. Текстология произведений, распространявшихся в списках; редакция и вариант в устном народном творчестве, пути и методы подготовки научных изданий и фольклора;
19. Лингвистические аспекты изучения истории текста; проблемы датировки, хронология рукописей как основа текстологического исследования; типы и виды комментария.
20. Функционирование литературы в социальном и культурном контексте, массовая и «высокая» литература. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста. Коммуникативная природа литературы. Проблема литературных репутаций.
21. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований.
22. Лингвистические аспекты изучения истории текста; проблемы датировки, хронология рукописей как основа текстологического исследования; типы и виды комментария.
Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется с 1 октября по 30 июня ежегодно.
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.