Аспирантская школа по социологии реализует подготовку аспирантов в очной аспирантуре и в академической аспирантуре – на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге. Аспиранты обучаются в рамках основной образовательной программы «Социологические науки» по следующим научным специальностям: 5.4.1. Теория, методология и история социологии; 5.4.2 Экономическая социология; 5.4.3 Демография; 5.4.4 Социальная структура, социальные институты и процессы.
Направления исследований:
1. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социального расслоения.
2. Методологические подходы к изучению социальной структуры. Одномерность и многомерность стратификации.
3. Факторы изменения социально-стратификационной структуры. Процессы слоеобразования, их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция.
4. Теории и процессы социальной дифференциации/интеграции. Критерии и факторы социальной дифференциации/интеграции. Новые основания сегментации социальной структуры.
5. Социальное неравенство, основные типы, показатели, факторы и тенденции. Новые формы неравенства в современных обществах и подходы к его изучению.
6. Формирование новых социально-групповых общностей, их взаимодействие и иерархии.
7. Динамика и адаптация социальных групп и слоев в трансформирующемся обществе.
8. Социальные отношения, их формирование, динамика, регулирование. Социальные конфликты.
9. Профессиональные, отраслевые, региональные особенности занятости. Социально-профессиональная структура общества, факторы ее формирования и трансформации.
10. Новые формы труда и занятости в современных условиях. Неформальная занятость. Прекаризация труда.
11. Мотивация труда.
12. Положение социальных групп в сфере труда. Проблема маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения в современном обществе.
13. Проблемы безработицы и незанятости.
14. Классовые теории и классы. Средний класс и проблемы его формирования.
15. Богатые и бедные группы населения.
16. Особенности формирования и динамики социально-демографических, социально-этнических, гендерных групп населения и соответствующих неравенств.
17. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений.
18. Молодежь как социальная группа. Особенности социального положения, сознания и поведения разных групп молодежи. Проблемы социального развития молодежи.
19. Дети как социальная группа. Социальные проблемы детства. 20. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции. Роль социальных институтов в изменениях социальной структуры. Трансформация социальных институтов.
21. Гражданское общество, его элементы и структура. Государство и гражданское общество. Социальные движения.
22. Социология города и деревни.
23. Здоровье и здоровый образ жизни в изменении социальной структуры. Факторы здоровья и нездоровья разных социальных групп.
24. Социальные процессы в изменяющейся социальной реальности.
25. Социальная мобильность, ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения социальной структуры.
26. Процессы социальной организации и самоорганизации различных групп населения.
27. Процессы цифровизации, виртуализации, сетевизации в современном обществе.
28. Процессы и институты социализации.
29. Социальная идентификация. Типы идентификационного поведения.
30. Основные процедуры и методы исследования социальностратификационной структуры, социальных институтов и процессов.
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.