Аспирантская школа по философским наукам НИУ ВШЭ создана для обеспечения качественного образовательного процесса и эффективного сопровождения научных исследований молодых ученых. Мы заинтересованы в начинающих исследователях, мотивированных в дальнейшем делать академическую карьеру, и предлагаем образовательную программу, сочетающую национальные традиции преподавания философии и наиболее эффективные практики подготовки аспирантов, апробированные в лучших западных университетах.
Направления исследований:
1. Концептуальный статус социальной философии. Предмет и структура социальной философии.
2. Проблема метода в социальной философии. Методологические функции социальной философии в системе современного обществознания. «Кризис фрагментации» современного обществознания и пути его преодоления.
3. Основные этапы развития социально-философской мысли.
4. Социальная философия в современном мире - основные проблемы и концепции.
5. Сущность и существование социальной реальности как предметообразующая проблема социальной философии. Конструирование и репрезентация социальной деятельности.
6. Социально-философская теория деятельности. Деятельность как субстанциальная основа общественной жизни людей. Современные концепции «социального действия» в их философской интерпретации. 7. Проблема субъекта и объекта современной социальной философии. 8. Социально-философская трактовка потребностей и интересов действующего и познающего субъекта. Современные ценностные ориентиры действующего субъекта.
9. Проблемы современной философии сознания в их социальнофилософской трактовке. Сознательное и бессознательное в деятельности людей. Феномен свободы воли, моральной и юридической ответственности.
Роль сознания в праксеологическом отношении человека к миру. Общественное и массовое сознание.
10. Целепостановка и целереализация как операциональные подсистемы деятельности. Социально-философская интерпретация проблемы соотношения цели и средств деятельности.
11. Стимулы и механизмы становления человека и общества. Стимулы, определяющие стратегическое развитие личности. Социально- философские проблемы антропосоциогенеза.
12. Социально-философский анализ культуры как взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей. Феномен контркультуры.
13. Необходимое и случайное в деятельности людей. Особенности действия механизмов причинения в процессах социокультурного изменения. Доминанты и детерминанты в общественной жизни.
14. Роль пространственно-временных факторов в процессах социокультурного изменения.
15. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей.
16. Социально-философские основания «социальной статики». Анализ подсистем, компонентов и элементов общественной жизни в их субординационной и координационной зависимости.
17. Процесс общественного воспроизводства, его типы и механизмы.
18. Материальное и духовное производство: характер и исторические формы взаимодействия.
19. Общественный закон как проблема социальной философии.
20. Философские проблемы социального управления. Внешние факторы, определяющие изменение систем социального управления.
21. Философская рефлексия оснований и функций социальных институтов.
22. Государство и гражданское общество. Социальное государство.
23. Образование как социокультурный феномен и социальный институт.
24. Социальные трансформации в современном мире.
25. Религия и религиозность как социальные феномены.
26. Труд как проблема социальной философии.
27. Проблема отчуждения в социальной философии.
28. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа. Проблема поиска структурообразующего основания системы социальных связей.
29. Социально-философские аспекты анализа дифференциации и стратификации социальных групп.
30. Солидарность и конфликт как проблемы социальной философии. Конфликт как социальный феномен. Истоки конфликтов, типы и пути разрешения конфликтов. Конфликтология в философском контексте.
31. Источники и механизмы социокультурного изменения.
32. Формы социальной динамики. Эволюционные и революционные изменения в истории.
33. Философия истории. История как событийная жизнь людей во времени и пространстве. Соотношение «событий» и «структур» в их социальнофилософской интерпретации.
34. Методологические проблемы исторического познания в современных социально-философских трактовках.
35. Социально-философские проблемы этногенеза.
36. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигм.
37. Власть и собственность как факторы исторической эволюции. Особенности государственного управления в XXI веке.
38. Проблема направленности истории: гипотеза общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.
39. Человек как проблема социальной философии. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.
40. Глобализация, проблемы глобальных исследований, глобализация как социальное явление и процесс, глобальные проблемы современной цивилизации.
41. Вариативность исторического развития современного человечества – проблема выявления границ и установления «управляющих параметров», определяющих ход и исход событий.
42. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в ХХI веке.
43. Социально-философские проблемы развития информационных технологий и обществ. Перспективы постинформационного общества.
44. Социально-философские аспекты развития искусственного интеллекта и цифровизации. Постгуманизм как социально-философская проблема.
45. Социальные знания и социальные изменения.
46. Соотношение познания и практики как социально-философская проблема.
47. Влияние массовых коммуникаций на социальные процессы. Социальнокоммуникативные теории и практики.
48. Социально-философское изучение модернизаций, модерна и постмодерна. Типологии общественно-исторических процессов.
49. Общество и природа. Их взаимодействие и взаимообусловленность.
50. Метатеоретические исследования политики.
51. Концепт политического, возможность и условия возникновения и самоосуществление политики, рациональные и иррациональные начала политики.
52. Теоретические модели политического развития, изменений, модернизации, транзита, прогресса и регресса в политике.
53. Хронополитические и топологические свойства мира политики.
54. Легимитизация политики, политические ценности и идеалы.
55. Соотношение целей и средств в политике, взаимодействие политики и морали, политики и права, политики и экономики.
56. Человек как объект и субъект в политике. «Homo politicus» в современном обществе. Интеллектуалы и власть
57. Политическая свобода. Свобода слова, собраний и печати.
58. Политическая философия власти и государства.
59. Философские исследования политической динамики.
60. Политическое сознание, политические идеологии и политические коммуникации.
61. Политические элиты.
62. Информация и власть. Политика в виртуальном пространстве.
63. Особенности развития отдельных научных школ и направлений мировой и отечественной политической философии.
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.