Аспирантская школа по философским наукам НИУ ВШЭ создана для обеспечения качественного образовательного процесса и эффективного сопровождения научных исследований молодых ученых. Мы заинтересованы в начинающих исследователях, мотивированных в дальнейшем делать академическую карьеру, и предлагаем образовательную программу, сочетающую национальные традиции преподавания философии и наиболее эффективные практики подготовки аспирантов, апробированные в лучших западных университетах.
Направления исследований:
1. Мировоззренческая и методологическая роль философии в становлении и развитии науки, техники и технологии.
2. Специфика предмета философии науки и техники как специального раздела философии.
3. Взаимоотношения философии, науки, техники и технологии в ходе исторического развития в современных условиях в контексте сциентизма и антисциентизма.
4. Связь философии науки и техники с истории, социологией и психологией науки.
5. Основные концепции современной философии науки и техники.
6. Наука как культурно-исторический феномен. Значение социальных и культурных факторов в развитии науки, техники и технологии. Концепции экстернализма и интернализма.
7. Эпистемологические предпосылки возникновения различных направлений, концепций и парадигм в современной науке, технике и технологии.
8. Дисциплины и междисциплинарное взаимодействие в науке.
9. Философские проблемы организации научного исследования.
Междисциплинарные и трансдисциплинарные подходы. Меганаука
(MegaScience).
10. Роль и значение современной науки, техники и технологии для развития общества и человеческой личности.
11. Значение достижений отдельных наук, техники и технологий для формирования новых идей и учений в философии.
12. Роль техники, технологии и технического знания в развитии науки. 13. Роль достижений науки в формировании различных типов научных картин мира на разных этапах исторического развития общества.
14. Анализ и прогнозирование основных тенденций развития современной науки и техники.
15. Философия и стиль мышления ученого.
16. Методология научного исследования. Философия эксперимента.
17. Динамика взаимоотношений различных областей науки на разных этапах ее исторического развития и в современных условиях.
18. Проблема лидерства в современной науке.
19. Наука как социальный институт и коммуникативная система.
20. Логика, движущие факторы и модели развития науки.
21. Преемственность и новаторство в развитии науки, техники и технологии.
22. Научные школы и их роль в развитии науки.
23. Сущность и причины научных революций и их роль в развитии науки и техники. Классическая и неклассическая наука. Научная рациональность и особенности ее эволюции. Постнеклассическая рациональность.
24. Роль отдельных философских направлений, школ и философов в развитии научного познания.
25. Значение открытий выдающихся ученых для развития философии.
26. Взаимоотношения социально-гуманитарных, точных, естественных и технических наук в истории общества и в современных условиях. 27. Гуманизация и гуманитаризация современной науки и техники. 28. Тенденции развития современной науки и техники как непосредственной производительной силы общества.
29. Философия техники как философское осмысление инженернотехнического знания.
30. Конвергенция естественнонаучных, научно-технических и социальногуманитарных знаний в аспекте природоподобных (НБИКС-) и экотехнологий.
31. Научная картина мира как ценностно-мировоззренческая форма знаний.
32. Логика научных открытий и их рецепции.
33. Анализ специфики и взаимоотношений научного и вненаучного знания в истории познания и в современных условиях. Особенности критерия научности.
34. Философские аспекты взаимоотношений математики, науки и техники.
35. Философско-методологические и социальные аспекты информатики и информатизации общества. Философские проблемы искусственного интеллекта и робототехники.
36. Философско-методологические, социально-гуманитарные и этические проблемы конкретных наук и инженерной деятельности.
37. Философский анализ современной экологической ситуации. Взаимоотношение социосферы, техносферы и биосферы.
38. Философско-методологические интерпретации вероятностностатистических закономерностей.
39. Системный подход и философия.
40. Философия и современные когнитивные исследования.
41. Философские проблемы синергетики как общенаучной методологии.
42. Философские проблемы концепции глобального эволюционизма.
Коэволюционный подход.
43. Ценностные аспекты научного познания.
44. Этика науки и профессиональная этика (биоэтика, нейроэтика, инженерная этика, информационная этика, этика искусственного интеллекта и пр.). Природа и структура научных дискуссий. Этос научной деятельности.
45. Соотношение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.