Аспирантская школа по философским наукам НИУ ВШЭ создана для обеспечения качественного образовательного процесса и эффективного сопровождения научных исследований молодых ученых. Мы заинтересованы в начинающих исследователях, мотивированных в дальнейшем делать академическую карьеру, и предлагаем образовательную программу, сочетающую национальные традиции преподавания философии и наиболее эффективные практики подготовки аспирантов, апробированные в лучших западных университетах.
Направления исследований:
1. Закономерности формирования и развития онтологии и теории познания. 2. Методологические функции онтологии и теории познания в развитии современной науки и техники, в процессах творчества в различных сферах деятельности. 3. Изменение соотношения онтологии, эпистемологии (гносеологии) и методологии познания с прогрессом научно-философского миропонимания и разработкой философско-методологических и социальных оснований современной науки и техники. 4. Онтология и метафизика. Программы реабилитации метафизики, онтологический поворот и проекты «новой онтологии». Понятие о фундаментальной и региональных онтологиях. Типы региональных онтологий. 5. Структура бытия, реальности, существования; соотношение объективной, субъективной, актуальной и виртуальной реальности. 6. Современное понимание субстанциональности; субстанция и ее атрибуты (акциденции), системная и структурная организация субстанции, формы движения и энергии в мире, абстрактные сущности и реальные объекты. 7. Исторические трактовки бытия и сущего в философии. Высшее бытие, Бытие и ничто, сущность и существование, сущее и бытие. 8. Возможность и необходимость. Логическая и номологическая возможность и необходимость. Возможные миры. 9. Свойства и отношения. Внешние и внутренние свойства. Супервентность. Естественная и логическая супервентность. 10. Взаимоотношение структурных уровней сущего в микро-, макро- и мегамире, законов системной организации на разных уровнях. 11. Философское осмысление проблемы конечности и бесконечности мира. Современные методы их теоретического обоснования. 12. Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств, а также модификации этих свойств в микромире и мегамире, в биологических и социальных системах. 13. Формы самоорганизации и развития материи, возникновения жизни во Вселенной с учетом достижений науки. Человеческая и нечеловеческая агентность. Альтернативные формы рациональности и проблемы коммуникации с ними. 14. Онтология сознания. Квалиа. Сознание доступа и феноменальное сознание. Сознание как глобальное рабочее пространство. Проблема сознание-тело. «Трудная» и «легкие» проблемы сознания. 15. Проблема ментальной каузальности. Принцип каузальной замкнутости физического. Эпифеноменализм. Интеракционизм. 16. Сознание, язык и вещи. 17. Проблема субъекта в философской традиции и в современной философии. 18. Онтология духовного мира. 19. Проблема единства мира. Монизм и плюрализм. Модели единства мира. 20. Материальное, духовное и идеальное в природных и социальных явлениях. Физикализм. Натурализм. Дуализм. Идеализм. Панпсихизм. 21. Системный характер развития в мире, его специфических законов в неорганической, живой природе и в обществе. Концепции развития. 22. Развитие, прогресс, регресс. 23. Основные формы и законы детерминации в развитии систем; взаимоотношение причинной, структурной, системной, функциональной, информационной и других форм детерминации, динамических и вероятностно-статистических законов. 24. Детерминизм и проблема свободы воли. Компатибилизм и инкомпатибилизм. Либертарианство. 25. Формы идеализации и абстрагирования в науках и компьютерное представление идеализированных моделей. 26. Скептицизм и познаваемость мира, проблема релятивизма и реализма в современной эпистемологии. Проблема когнитивной замкнутости. 27. Особенности деятельностного подхода к познанию. 28. Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и эпистемологии, в процессах дифференциации и интеграции фундаментальных и прикладных наук. 29. Проблема унификации категориального языка и смысла общенаучных понятий в связи с интеграцией и дифференциацией наук, компьютеризацией исследований и формированием новых искусственных языков. 30. Методологическая роль онтологии и эпистемологии в разработке философских оснований современной науки, техники и технологии, а также в интеграции различных философских дисциплин и направлений. 31. Теоретический анализ новых онтологических и эпистемологических концепций в модернизированной теологии, экзистенциальной философии, в вариациях телеологии и эсхатологии. 32. Новые подходы в решении проблем познаваемости мира, его доступных и недоступных областей, в осуществлении преемственности, объективности и адекватности знания, его расширяющихся практических применений и используемых когнитивных практик. 33. Уровни информационной деятельности мозга, сознания и познавательнорегулятивных систем человека, их онтогенез, филогенез и изменение в жизненных циклах. 34. Проблема бессознательного и подсознательного в познании в соотношении с осознанным мышлением, оперативной и потенциальной памятью, вербальными и невербальными формами мышления. 35. Современное понимание интуиции и ее связи с формализованными типами доказательства, видами интуитивного творчества и продуктивного воображения. 36. Эпистемологические проблемы разработки искусственного интеллекта, совершенствования информационно интеллектуальных систем в локальных и глобальных масштабах. 37. Проблема рациональности в познании. Научные критерии рациональности в оппозиции с нерациональными и иррациональными концепциями. Онтологический статус философской и научной веры. Эволюция форм рациональности и их перспективы. Классическая, неклассическая и постнеклассическая стратегии мысли в философии. 38. Современное понимание соотношения эмпирического и теоретического уровней знания, их взаимовлияния, теоретического обоснования сложных экспериментов и наблюдений, а также объяснения и интерпретации эмпирических результатов. 39. Мысленные эксперименты в философии. 40. Закономерности и этапы формирования научных теорий, их обоснования и расширения сфер применимости; изменение критериев истинности, адекватности и практической результативности теорий, их преемственности в последовательном приближении к действительности. 41. Эволюционная эпистемология. 42. Социальная эпистемология. 43. Современная эпистемология гуманитарного знания. 44. Современные формы наблюдательных, экспериментальных и производственно-технических исследований на основе компьютерного моделирования в последовательных приближениях к решению теоретических и практических проблем. 45. Взаимоотношение старых и новых теорий в развитии, степень их преемственности и соответствия, последовательного обобщения и обоснования в эволюционном развитии и в содержании научных революций. Закономерности, движущие силы и возможные пределы дифференциации и интеграции наук; перспективы методологической интеграции через развитие онтологических и гносеологических оснований наук, развитие информационных социальных систем. 46. Проблемы отбора объективно ценной и устаревающей информации, повышения информационной емкости теорий, последовательного обоснования и функционального обобщения их законов и принципов. 47. Специфика критериев истинности знания в естественных, гуманитарных, социальных и технических науках, соотношение истины, ценности и практической эффективности знания, правдоподобного, вероятного и достоверного объяснения сложных процессов и систем. 48. Механизмы и последовательные этапы творчества в достижении принципиально новых решений в науке, технике и в искусстве. 49. Методология прогнозирования, предсказания и предвидения неизвестных и будущих явлений. Возможности и границы в познании будущего. 50. Соотношение философских, общенаучных и практических методов познания и творчества, их прогресс и интеграция в системно-структурные исследования. 51. Специфика индивидуального, коллективного и социального познания и творчества в современную эпоху; изменение субъекта познания во взаимоотношении с усложняющимися объектами и процессами. 52. Теоретический анализ современных российских и зарубежных концепций эпистемологии. 53. Перспективы развития и взаимного обогащения онтологии, эпистемологии и методологии познания в прогрессе науки и техники. 54. Диалог когнитивных практик. Европейская познавательная традиция и незападные эпистемические культуры. 55. Онтологический и эпистемологический статус практик.
56. Социальная, культурная и личностная обусловленность когнитивных процессов. Познание в контексте деятельности и общения. Философские проблемы символических теорий сознания. 57. Проблема понимания. Герменевтический круг. Интерпретация и контекст. Понимание и объяснение. Герменевтика и деконструкция. Значение и смысл. 58. Философская аксиология. Взаимосвязь онтологии, эпистемологии и аксиологии. Ценностные отношения и ценностное сознание. Онтологический статус ценности. Познание ценностей и их выразимость в языке. Смысл жизни как фундаментальная проблема философии. Смысл жизни и осмысленность жизни. 59. Специфика философского мышления. Философия в культуре. Философия и другие формы мировоззрения. Проблема самоопределения философии. Структура философского знания. Соотношение истории и теории философии. Философия и метафилософия. Философия и национальные философии. Язык философии. 60. Методология философии. Особенности философского дискурса. Виды философских аргументов. Структура и функции метода в философии. Плюрализм философских методов. Конвергенция методов в современной философии.
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.