Аспирантура
Филология

5.9.3. Теория литературы

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Город
Москва
Подразделение
Аспирантская школа по филологическим наукам
Уровень подготовки
Аспирантура
Отрасли наук
Филологические
Диссертационный совет
Собственный
Форма подготовки
Очная
Длительность подготовки
3 года
Бюджетных мест
19
Платных мест
5
Отсрочка от армии
Предоставляется
Стоимость
654 000 руб./год

Контактная информация

Телефон

Описание

Аспирантская школа по филологическим наукам предлагает подготовку по пяти профилям: «Русская литература», «Зарубежная литература», «Теория языка», «Прикладная и математическая лингвистика», «Германские языки». Важным приоритетом Школы является интеграция молодых исследователей в полноценную научную жизнь — этому будут способствовать и образовательная, и индивидуальная научно-исследовательская траектория каждого аспиранта. Участие в действующих научных проектах Вышки и за ее пределами, семинары и выездные школы с привлечением зарубежных ученых, обсуждения диссертационных работ в присутствии экспертов — это лишь некоторые из тех возможностей, которые Школа будет рада предложить своим соискателям.

Направления исследований:
1. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований. Научные основы соотношения общего и художественного мировоззрений. Разработка методов изучения связи между различными видами духовной деятельности – художественной, религиозной, философской.
2. Соотношение теории литературы, поэтики, эстетики, лингвистики. Эстетическая функция литературы.
3. Литературно-художественный стиль как центральная литературоведческая категории, обозначающая соотношение между внешним и внутреннем в творчестве.
4. Научные основы общей, индивидуальной и исторической поэтики, а также лингвопоэтики.
5. Исследование творческого метода, направления, литературного течения, школы, проблемы литературной традиции, изучение проблемы интертекстуальности.
6. Жанрово-родовая природа литературы. Разработка жанровых и стилевых категорий в их соотнесенности и историческом движении.
7. Художественный мир произведения: художественный образ, семантика и структура произведения, мотив, сюжет, категории художественного пространства и времени, персонажа.
8. Состав художественного произведения. Структура и композиция художественного текста. Точка зрения как композиционный прием. Мотив, фабула, сюжет, конфликт, хронотоп. Изучение книги, цикла и сборника как художественных единств. Принципы циклизации.
9. Язык произведения. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы.
10. Проблема авторской субъективности в произведении, формы присутствия автора в художественном тексте. Субъектность. Типология субъектности. Проблема лирического субъекта, формы субъектности в лирике и эпосе, эпический герой и авторская позиция.
11. Функционирование литературы в социальном и культурном контексте, массовая и «высокая» литература. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста. Коммуникативная природа литературы. Проблема литературных репутаций.
12. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований.
13. Изучение стиховой культуры. Стихотворная метрика, строфика и фоника.
14. Обобщение опыта художественно-переводческой деятельности.
15. Теоретические основы текстологии, главные понятия, пути и приемы исследования. Типы изданий литературных и фольклорных текстов.
16. Проблемы атрибуции (установление авторства). Текстология произведений, опубликованных автором. Соотношение источников и выбор основного текста по всем другим источникам, рукописным и печатным. Принципы и методы этой «критики».
17. Теоретические основы текстологии. Текстологические подходы к незавершенным произведениям, не опубликованным самим автором. Знание творческой истории как достоверное свидетельство об авторском замысле, его движении и достигнутом результате, значение этих данных для суждений об эволюции писателя и шире – об историко-литературном процессе.
18. Текстология произведений, распространявшихся в списках; редакция и вариант в устном народном творчестве, пути и методы подготовки научных изданий и фольклора;
19. Лингвистические аспекты изучения истории текста; проблемы датировки, хронология рукописей как основа текстологического исследования; типы и виды комментария.
20. Функционирование литературы в социальном и культурном контексте, массовая и «высокая» литература. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста. Коммуникативная природа литературы. Проблема литературных репутаций.
21. Изучение школ и методик литературоведения. Методология литературоведческих исследований.
22. Лингвистические аспекты изучения истории текста; проблемы датировки, хронология рукописей как основа текстологического исследования; типы и виды комментария.

Условия поступления

Правила приема в аспирантуру

Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:

специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.

В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.

Программы вступительных испытаний

Репутация

Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.

Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.

Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.

Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.

Подробная информация на сайте вуза

Эти программы могут вас заинтересовать

СПбГЭУ
Санкт-Петербург
Аспирантура
Отрасли наук: Филологические
Диссовет: ВАК
Форма подготовки: Соискательство
Длительность подготовки: 1 год
144 000 руб./год
Научная специальность
Филология
МГУ им. М.В. Ломоносова
Москва
Аспирантура
Отрасли наук: Филологические
Диссовет: Собственный
Форма подготовки: Соискательство
Длительность подготовки: 1 год
100 000 руб./год
Другие программы