В НИУ ВШЭ работают единственные в России аспирантская школа и диссертационный совет по образованию.
Школа открывает возможность проводить исследования на стыке наук, применяя междисциплинарный подход. После защиты соискатели получают степень кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ / PhD in Education from HSE University.
Школа реализует проектный подход к аспирантуре, предполагающий комплексную академическую поддержку аспирантов и возможность трудоустройства в центры и проекты Института образования. Вовлекаясь в проекты центров, аспиранты получают уникальный опыт работы в ведущих исследовательских командах, проводят диссертационные исследования по актуальным исследовательским направлениям в области образования, а также получают возможность доступа к базам данных, с которыми работает и которые собирает Институт образования.
Направления исследований:
1. Методология исследований проблем профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Методы исследования профессионального образования.
2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
3. Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие.
4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
5. Обновление содержания, методик и технологий профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях. Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование.
6. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
7. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
8. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
9. Гуманизация и персонализация в профессиональном образовании.
10. Проектирование, реализация и экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
10. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
11. Концептуализация и технологизация практик профессионального образования, реализуемого в условиях гибридного образовательного пространства.
12. Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания профессионального образования, взаимосвязь содержания, методов и технологий.
13. Проектирование содержания, методов, дидактических систем и технологий профессионального образования. Системы проектирования и оценивания результатов профессионального образования.
14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы профессионального образования.
15. Личностно-развивающий подход, профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
16. Педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации. Сопровождение профессионального выбора обучающихся. 17. Подготовка кадров в образовательных организациях среднего профессионального образования.
18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.
19. Дополнительное профессиональное образование.
20. Внутрикорпоративная подготовка кадров как форма дополнительного профессионального образования. Наставничество как форма дополнительного образования.
21. Неформальное и информальное образование как способ профессионализации. Профессиональные сообщества.
22. Педагогические подходы к проектированию содержания, методов и технологий для обучения различных групп населения в целях решения специализированных социокультурных и иных социальных проблем.
23. Подготовка кадров для системы профессионального образования, особенности организации непрерывного образования педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования.
24. Педагогическое сопровождение специалистов на этапе трудоустройства, на этапе освоения новой профессиональной деятельности.
25. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональное развитие и саморазвитие личности. Личностное развитие в профессиональном образовании.
26. Взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
27. Управление профессиональным образованием. Методологии, концепции и технологии управления профессиональным образованием.
28. Образовательная политика в сфере профессионального образования.
Государственно-общественное управление профессиональным образованием. 29. Управление качеством профессионального образования. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
30. Научные основы стандартизации профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования. Общественнопрофессиональная аккредитация образовательных программ. Независимая оценка качества образования.
31. Педагогические основы подготовки кадров для системы управления профессиональным образованием, образовательными организациями профессионального образования.
32. Подготовка педагогов к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
33. Непрерывное профессиональное развитие. Дополнительное образование педагогов.
Смежные специальности (в т.ч. в рамках группы научной специальности)*:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.