Аспирантура
Педагогика

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Город
Москва
Подразделение
Аспирантская школа по образованию
Уровень подготовки
Аспирантура
Отрасли наук
Педагогические
Диссертационный совет
Собственный
Форма подготовки
Очная
Длительность подготовки
3 года
Бюджетных мест
20
Платных мест
5
Отсрочка от армии
Предоставляется
Стоимость
654 000 руб./год

Контактная информация

Телефон

Описание

В НИУ ВШЭ работают единственные в России аспирантская школа и диссертационный совет по образованию.

Школа открывает возможность проводить исследования на стыке наук, применяя междисциплинарный подход. После защиты соискатели получают степень кандидата наук об образовании НИУ ВШЭ / PhD in Education from HSE University.

Школа реализует проектный подход к аспирантуре, предполагающий комплексную академическую поддержку аспирантов и возможность трудоустройства в центры и проекты Института образования. Вовлекаясь в проекты центров, аспиранты получают уникальный опыт работы в ведущих исследовательских командах, проводят диссертационные исследования по актуальным исследовательским направлениям в области образования, а также получают возможность доступа к базам данных, с которыми работает и которые собирает Институт образования.

Направления исследований:
1. Методология педагогических исследований: типы, характер и функции.
2. Междисциплинарные основы педагогических исследований (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов).
3. Научно-педагогические основания трансформаций в образовании в условиях изменяющегося социума. Инновации в образовании.
4. Методология оценки качества образования. Теоретические основы педагогической экспертизы.
5. Развитие педагогической науки как целостной системы научного знания и научной деятельности; система современного педагогического знания. Исследования терминологического аппарата педагогической науки.
6. Качество педагогических исследований.
7. История развития педагогической науки и образования. Историкокомпаративные исследования.
8. Исследования педагогического наследия выдающихся ученых и педагоговпрактиков.
9. Прогностические исследования в педагогической науке.
10. Теории и концепции образования.
11. Динамика образования на различных этапах жизненного пути человека; социокультурные эффекты образования.
12. Педагогические аспекты формирования самосознания, самоопределения и саморазвития человека.
13. Развитие непрерывного образования. Взаимосвязь формального, неформального и информального образования.
14. Педагогическое взаимодействие в информационно-образовательной, гибридной среде.
15. Профессиональная деятельность педагога: сущность, структура, функции, изменения под влиянием объективных факторов и субъективных причин.
16. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития, с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших цифровых и медико-биологических технологий). Взаимосвязь общей и коррекционной (специальной) педагогики.
17. Инклюзивное образование лиц, для которых ограничен доступ к образованию на основании социально-приписываемых или предполагаемых различий, таких как пол, этническое/социальное происхождение, язык, религия, национальность, экономическое состояние, способности (малые коренные народы, дети рома (цыгане) и др.)., кроме лиц с ОВЗ и инвалидностью.
18. Индивидуализация и дифференциация образования. Гуманизация образования.
19. Теории и концепции обучения. Преемственность дидактических систем всех уровней и видов образования.
20. Типы и модели обучения, образовательные технологии; концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на разных уровнях образования.
21. Дидактические условия, методы и средства с учетом психологовозрастных особенностей обучающихся.
22. Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности.
23. Теоретико-методологические проблемы проектирования и моделирования содержания образования.
24. Исследования развития учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
25. Научно-педагогические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях.
26. Теории и концепции развития, воспитания и социализации. Социокультурная и личностная обусловленность воспитания; антропология современного детства. Взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества).
27. Ценностные основания построения воспитательных систем в современном социокультурном пространстве, в образовательных организациях различных уровней образования.
28. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях различных типов, по различным уровням образования.
29. Межкультурное, этнокультурное воспитание в современном мире.
30. Исследования развития и воспитания несовершеннолетних, содержащихся в образовательных организациях различного типа.
31. Кибербезопасность личности как педагогическая проблема.
32. Педагогические исследования воспитательных и социокультурных практик, детских и молодежных общественных движений и объединений.
33. Семейное воспитание и обучение; педагогическая поддержка семейного воспитания. Педагогическое просвещение родителей.
34. Педагогические исследования профилактики и коррекции асоциального поведения обучающихся.
35. Педагогические аспекты организации социально-культурной деятельности обучающихся.
36. Управление образованием. Модели, концепции и технологии управления образованием.
37. Управление образовательной организацией. Профессиональная компетентность руководителей образовательной организации.
38. Образовательный процесс как целостное педагогическое явление. Структура, компоненты образовательного процесса. Взаимодействие участников образовательных отношений.
39. Педагогическая компаративистика. Международные исследования качества образования. Влияние международных рейтингов и сравнительных исследований на развитие образования.
40. Исследования образовательного пространства (мира, страны, образовательной организации).
41. Образовательная политика. Стандартизация образования. Государственно-общественное управление образованием. Теория и практика лидерства в образовании.
42. Управление развитием образовательных сообществ.
43. Качество образования. Педагогические измерения. Теоретические, методологические основы измерений качества образования. 44. Контроль и оценка образовательных результатов обучающихся.

Условия поступления

Правила приема в аспирантуру

Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:

специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.

В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.

Программы вступительных испытаний

Репутация

Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.

Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.

Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.

Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.

Подробная информация на сайте вуза

Эти программы могут вас заинтересовать

ГУАП
Санкт-Петербург
Аспирантура
Отрасли наук: Педагогические
Диссовет: ВАК
Форма подготовки: Соискательство
Длительность подготовки: 1 год
110 000 руб./год
Научная специальность
Педагогика
ГУАП
Санкт-Петербург
Аспирантура
Отрасли наук: Педагогические
Диссовет: ВАК
Форма подготовки: Соискательство
Длительность подготовки: 1 год
110 000 руб./год
Другие программы