Аспирантская школа по когнитивным наукам дает уникальный шанс амбициозным молодым ученым из разных областей науки стать востребованными специалистами в одном из наиболее интересных и быстроразвивающихся междисциплинарных направлений современной науки - когнитивистике и когнитивной нейробиологии. Ученые мирового уровня и уникальное оборудование, в первую очередь, Института когнитивных нейронаук и Центра языка и мозга позволят провести уникальные исследования в области психофизиологии, нейрофизиологии, нейроэкономики, прикладной лингвистики, вычислительной нейронауки, неинвазивной стимуляции мозга (TMS и tDCS), мозг-компьютерных интерфейсов и построить успешную карьеру в НИУ ВШЭ, а также других ведущих российских и зарубежных университетах и академических институтах.
Направления исследований:
1. История когнитивного подхода в философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах. Философские и науковедческие аспекты когнитивных исследований. Концепция конвергенции наук и технологий. Место ментализма и физикализма в современной научной картине мира.
2. Эмпирическое изучение и количественное описание пороговых параметров когнитивных процессов у человека: скорость и точность восприятия, внимание, показатели различных видов памяти, понимания, ситуационного осознания, психометрического интеллекта и рефлексивных умозаключений.
3. Когнитивные взаимодействия. Взаимодействие внутри отдельных сенсорных модальностей и когнитивных процессов в целом. Значение и междисциплинарные исследования таких взаимодействий при изучении сенсорно-перцептивной и когнитивной организации человека.
4. Развитие методологии управления средой протекания когнитивных процессов. Экспериментальные и прикладные исследования когнитивных процессов с использованием виртуальной и вариантов смешанной реальности (дополненной реальности и дополненной виртуальности).
5. Методы изучение поведения и особенностей когнитивных процессов при взаимодействии человека с современной техногенной средой. Когнитивная эргономика и когнитивные технические системы. Инженерия человеческого фактора.
6. Психологические исследования коммуникации: от раннего детства до преклонного возраста, в частности, в условиях использования интернета и современных программных систем. Влияние цифровизации и искусственного интеллекта на когнитивные процессы. Контроль эффектов цифровизации и автоматизации в быту, промышленности и на транспорте.
7. Сквозные когнитивные процессы – память, внимание и сознание. Их имплицитные и эксплицитные компоненты. Когнитивный контроль поведения и познания. Принятие решений и возможности его изменения с помощью эргономического и экологического дизайна среды.
8. Влияние стратегий обучения на организацию знания. Репрезентация понятий и общих семантических категорий: символьный и коннекционистский подходы. Категориальные изменения знаний и метакогнитивных убеждений человека. Феноменология и когнитивные механизмы творчества в науке и технике.
9. Когнитивные процессы при заболеваниях разной этиологии и пограничных состояниях человека, а также при нормальном и патологическом старении. Возможности когнитивной реабилитации и нейрореабилитации.
10. Мотивационно-эмоциональная сфера. Роль мотивов и эмоций в регуляции и дискоординации когнитивных процессов. Когнитивные теории эмоций и специфика аффектов. Когнитивно-аффективная наука. Мотивирующая и демотивирующая роль метапознания.
11. Исследование когнитивных процессов у животных. Формирование и функционирование когнитивных и эмоционально-аффективных процессов у животных в норме и при моделировании заболеваний человека.
12. Эволюция когнитивных процессов в биологических системах. Сетевые, иерархические и гетерархические модели. Связь со структурной и функциональной (в т. ч. эффективной) организацией мозга человека и представлениями об эволюционной стратификации мозговых структур и процессов.
Для поступления в аспирантуру необходимо успешно сдать вступительные экзамены:
специальная дисциплина (специальность) — 100-балльная оценка
иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский) — 50-балльная оценка
Кроме того, некоторое количество баллов можно получить за индивидуальные достижения. Перечень программ вступительных испытаний на все аспирантские школы (в том числе, критерии начисления баллов за индивидуальные достижения для каждой из программ) можно найти здесь.
В качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитываются международные языковые сертификаты ( таблицу перевода баллов сертификата в баллы за экзамен можно найти в Правилах приема). Кроме того, условием получения максимального балла за экзамен по иностранному языку могут быть успешно оконченные магистерские программы на иностранных языках.
Программы вступительных испытаний
Высшая школа экономики является одним из ведущих российских университетов с преимущественной специализацией в области социально-экономических, гуманитарных, точных и компьютерных наук. НИУ-ВШЭ занял лидирующие позиции по целому ряду направлений российского высшего образования. Уникальной характеристикой университета стало его непосредственное участие в социально-экономических реформах в России, что позволило сформировать модель проектного университета, в котором образование, исследования, разработки и консультирование являются составными элементами масштабных проектов развития экономики и общества.
Реализация широкого спектра фундаментальных исследований - важное направление деятельности НИУ ВШЭ и является залогом развития университета в качестве о исследовательского университета мирового класса.
Организационная поддержка фундаментальных исследований НИУ ВШЭ осуществляется в рамках Программы фундаментальных исследований, которая обеспечивает реализацию масштабных комплексных исследовательских задач. Реализуются также программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» и «Фонд образовательных инноваций», в рамках которых осуществляется конкурсная поддержка индивидуальных и коллективных исследовательских проектов. Выбор проектов осуществляется посредством проведения внешней экспертизы, независимой оценки результатов работы и базируется на принципах встроенности исследований университета в широкий мировой контекст.
Программы содействуют развитию науки и применению отечественного научного потенциала для решения социально-экономических задач, а также обеспечению связи исследований с образовательным процессом.