Цель программы аспирантуры
Кадровое обеспечение науки и производства по совокупности проблем, связанных
-с методологическими подходами к изучению социальной структуры, с одномерностью и многомерностью стратификации, факторами изменения социально-стратификационной структуры, с процессами социальной дифференциации/интеграции;
-с социальным неравенством, с динамикой и адаптацией социальных групп и слоев в трансформирующемся обществе, с социальными конфликтами, с социально-профессиональными структурами общества;
-с формами труда и занятости в современных условиях, с неформальной занятостью, с мотивацией труда, с маргинализацией, дискриминацией, отчуждением, с безработицей и незанятостью;
-с классовыми теориями и классами, возрастными когортами в системе социально-структурных отношений, с молодежь и детьми как социальными группами;
-с социальными институтами и их трансформацией, с социальной мобильностью и социальной идентификацией;
-с процессами социальной организации и самоорганизации различных групп населения, с процессами цифровизации, виртуализации, сетевизации в современном обществе, с процессами и институтами социализации.
Направления исследований:
1. Социальная структура и социальная стратификация. Критерии социального расслоения. 2. Методологические подходы к изучению социальной структуры.
Одномерность и многомерность стратификации. 3. Факторы изменения социально-стратификационной структуры. Процессы слоеобразования, их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция. 4. Теории и процессы социальной дифференциации/интеграции. Критерии и факторы социальной дифференциации/интеграции. Новые основания сегментации социальной структуры. 5. Социальное неравенство, основные типы, показатели, факторы и тенденции. Новые формы неравенства в современных обществах и подходы к его изучению. 6. Формирование новых социально-групповых общностей, их взаимодействие и иерархии.
7. Динамика и адаптация социальных групп и слоев в трансформирующемся обществе.
8. Социальные отношения, их формирование, динамика, регулирование. Социальные конфликты. 9. Профессиональные, отраслевые, региональные особенности занятости.
Социально-профессиональная структура общества, факторы ее формирования и трансформации. 10. Новые формы труда и занятости в современных условиях. Неформальная занятость. Прекаризация труда. 11. Мотивация труда. 12. Положение социальных групп в сфере труда. Проблема маргинализации, дискриминации, отчуждения, социального исключения в современном обществе. 13. Проблемы безработицы и незанятости. 14. Классовые теории и классы. Средний класс и проблемы его формирования. 15. Богатые и бедные группы населения. 16. Особенности формирования и динамики социально-демографических, социально-этнических, гендерных групп населения и соответствующих неравенств. 17. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. 18. Молодежь как социальная группа. Особенности социального положения, сознания и поведения разных групп молодежи. Проблемы социального развития молодежи. 19. Дети как социальная группа. Социальные проблемы детства. 20. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции. Роль социальных институтов в изменениях социальной структуры. Трансформация социальных институтов. 21. Гражданское общество, его элементы и структура. Государство и гражданское общество. Социальные движения.
22. Социология города и деревни. 23. Здоровье и здоровый образ жизни в изменении социальной структуры. Факторы здоровья и нездоровья разных социальных групп. 24. Социальные процессы в изменяющейся социальной реальности. 25. Социальная мобильность, ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения социальной структуры. 26. Процессы социальной организации и самоорганизации различных групп населения. 27. Процессы цифровизации, виртуализации, сетевизации в современном обществе. 28. Процессы и институты социализации. 29. Социальная идентификация. Типы идентификационного поведения. 30. Основные процедуры и методы исследования социальностратификационной структуры, социальных институтов и процессов.
Правила приема на 2025/26 учебный год (аспирантура)
Для поступления в аспирантуру СПбГМТУ поступающий должен пройти вступительные испытания по двум обязательным предметам:
1. Экзамен по специальности (в соответствии с выбранной научной специальностью)
2. Экзамен по иностранному языку
Вступительные испытания в Аспирантуру СПбГМТУ - 2025
Программы вступительных испытаний
Информация о порядке учета индивидуальных достижений
В СПбГМТУ созданы все условия для развития научного и творческого потенциала обучающихся. Студенты имеют доступ к современным лабораториям и исследовательским центрам, оснащённым новейшим оборудованием, что позволяет им проводить передовые эксперименты и исследования. Преподаватели и научные руководители, являющиеся признанными экспертами в своих областях, активно поддерживают и направляют студентов, помогая им реализовать свои идеи и проекты. Обучающимся предоставляется широкий спектр грантов и стипендий, возможность участвовать в конкурсах молодых учёных. Регулярное участие в конференциях, семинарах и мастер-классах способствует развитию критического мышления и инновационного подхода к решению задач. В таких условиях студенты могут максимально раскрыть свой научный и творческий потенциал, достигая высоких результатов и внося значимый вклад в развитие науки и технологий.