Обучение аспирантов осуществляется по очной форме — 3 года.
Структура программы аспирантуры:
1. Образовательная компонента, который включает дисциплины, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, а также элективные и факультативные дисциплины.
Учеба длится 3 семестра.
2. «Практика». Включает в себя педагогическую практику, продолжительностью 72 академических часа. Предусмотрена промежуточная аттестация по прохождению педагогической практики.
3. Научный компонент, в который входят научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите, и подготовка публикаций. Предусмотрена промежуточная аттестация по этапам выполнения научного исследования.
Направления исследований:
1. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и
методы. 2. История философской антропологии. 3. Истоки и причины возникновения антропологических и антиантропологических тенденций в философии. 4. Человек как особый род сущего. 5. Человек и его сознание. Символические и иные теории сознания. 6. Философские проблемы исследования антропогенеза. 7. Человек как микрокосм и макрокосм. 8. Философские проблемы танатологии. 9. Философия личности и проблема идентичности. 10. Феномены человеческой субъективности. 11. Понятие человека в различных философских системах. 12. Антропологические конфигурации философии в межкультурной перспективе. 13. Философия человека в античности. 14. Философия человека в Средние века. 15. Философия человека в Новое время и в современности. 16. Экзистенциальная антропология. 17. Философские основания сциентистских концепций человека. 18. Человек как предмет философии. 19. Классическая антропология и неклассическая антропология. 20. Философско-биологическая антропология. 21. Культурно-философская антропология.
22. Психоаналитическая антропология. 23. Сингулярная антропология. 24. Структурная антропология. 25. Философско-религиозная антропология. 26. Способы представления человека в философии Китая. 27. Способы представления человека в культуре Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, буддизм, синтоизм). 28. Способы представления человека в культуре Индии (индуизм, буддизм, джайнизм).
29. Способы представления человека в культуре Арабо-мусульманского Востока. 30. Способы представления человека в русской культуре и философии. 31. Человек в концепциях космизма. 32. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека. 33. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека. 34. Состояние и перспективы развития философской антропологии. 35. Философско-антропологические аспекты развития информационного общества. 36. Философско-антропологические аспекты развития искусственного интеллекта и развития киберсистем. 37. Философия культуры в системе знания. Философия культуры и культурология. Методы философии культуры и культурологии. Соотношение и формы взаимодействия философии культуры и культурологии с другими научными дисциплинами. 38. Проблемы культуры в различных философских направлениях. 39. Категориальный аппарат культурологии. 40. История культурологической науки. 41. Школы в исследовании культуры. 42. Культурогенез. 43. Культура и цивилизация. 44. Проблемы типологии культур. 45. Универсум культуры. 46. Тенденции динамики культуры. 47. Проблемы культурантропологии. 48. Общие закономерности культуры.
49. Этапы развития культуры. 50. Философия культуры и история культуры. 51. Культуры древних цивилизаций как прототип дальнейшего культурного строительства. 52. Сходство и различие западных и незападных цивилизационных моделей. Проблемы культурной компаративистики. 53. Античные культуры как базовая модель западной цивилизации. 54. Теоретические модели культуры христианства. Способы представления человека в христианской культуре. 55. Теоретические модели культуры арабо-мусульманского мира. 56. Теоретические модели культуры древней и средневековой Индии. 57. Теоретические модели культуры древней и средневековой Японии. 58. Теоретические модели культуры древнего и средневекового Китая. 59. Теоретическая модель культуры доколумбовой Америки. 60. Региональные нелокальные культуры. Их взаимодействие с мировой культурой. 61. Универсальные и локальные ценности в философии культуры. 62. Традиции и инновации в философии культуры. 63. Культура и культ. 64. Культура и искусство. 65. Культура и наука. 66. Норма и образец в культуре. 67. Культура и индивидуум. 68. Культура и социум. 69. Основные механизмы трансляции культуры. 70. Семиотика культуры. 71. Аксиология культуры. 72. Герменевтические проблемы исследования культуры, герменевтические проблемы исследования инокультурных традиций. 73. Проблемы индивидуальной и социальной инкультурации. 74. Исследование конкретных культурных феноменов в контексте общих закономерностей существования культуры. 75. Культура цифрового общества 76. Game Studies: гуманитарные исследования видеоигр. Видеоигра как синтетический текст культуры и форма интерактивности. 77. Гендерные исследования 78. Технические аспекты культуры. 79. Виртуальное и реальное в культуре. 80. Символическое в культуре. 81. Культурные конфликты и способы их преодоления.
Ознакомьтесь с правилами приема и перечнем учитываемых индивидуальных достижений.
Вступительные испытания проводятся в устной и устно-письменной формах, в очном формате и (или) с использованием дистанционных технологий.
Вступительные испытания на программы, реализуемые на русском языке, проводятся на русском языке.
Поступающие на обучение по основным образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре сдают следующие вступительные испытания:
иностранный язык;
специальная дисциплина.
Результат государственного экзамена по иностранному языку, полученный выпускниками магистратуры МГИМО МИД России, окончившими Университет в год или за год до поступления в аспирантуру, засчитывается в качестве оценки за вступительный экзамен по иностранному языку. Поступающий также вправе засчитать результат международных экзаменов в соответствии c Таблицей пересчета результатов международных экзаменов по иностранным языкам (размещенной на официальном сайте Университета) в баллы МГИМО, подтвержденных соответствующим сертификатом, в качестве оценки за вступительный экзамен по иностранному языку. В качестве оценки за вступительные экзамены могут быть засчитаны результаты кандидатских экзаменов.
Возможно прикрепление для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре на срок до 3 лет. Стоимость 200000 в год.
МГИМО является старейшим и крупнейшим в Евразии исследовательским и экспертным центром по международным отношениям. Изучаются не только традиционные аспекты международной жизни, такие как: международная политика, международное право, международная экономика и бизнес, история международных отношений, но и базовые общественно-гуманитарные дисциплины, формирующие фундамент исследований по международным отношениям: политическая теория, теория государства и права, сравнительная политология, социология, философия, лингвистика, педагогика, культурология и антропология, всеобщая история.
По всем указанным направлениям в МГИМО сформировались соответствующие научные школы: международные отношения; исследования дипломатии; американистика; страноведение Европы; иберо-американистика; востоковедение; правовые школы; философско-социологическая школа; политологическая школа; экономическая школа; школа менеджмента и маркетинга; школы преподавания иностранных языков.
В МГИМО издаются научные журналы.